Проповіді

О благодарности Богу

 

 

Епископ Александр (Милеант)
Существует рассказ о протестантском пастыре, который, опекая больных, зашел в больницу для душевно больных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: "Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?" От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевно больных людей, он понял, что разум - это великий Божий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.
Этот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся. Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.
"Куда ни посмотрю сердечными очами, - пишет святой Иоанн Кронштадтский, - внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!"
Действительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал нам разум, который возвышает нас над животными, свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь, чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.
Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух - все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, "Им мы живем и движемся и существуем." Каждое мгновение нашей жизни есть дар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.
Но этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он "отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16).
Единородный Сын Божий, жалея нас блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он "унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филип. 2:7-8). Он научил нас праведно жить и показал нам путь к Царству Небесному. Он взял на Себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную смерть со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, "дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2:14-15).
Единосущный Отцу и Сыну - Дух Святой, ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.
При всем этом, мы часто забываем Бога, огорчаем   Его   милосердие своим упрямством,
тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизнь к спасению, к нескончаемой радости в небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как много препятствий создает он Богу в деле своего спасения!
Св. Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: "Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!" Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова: Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пел. 102-й).
В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: "Слава Богу за все, а особенно за скорби!".
Нам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви, которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та Церковь, к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Это та Церковь, в которой мы удостаиваемся причастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.
Итак, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались безчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Его любовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание проясняет наш разум, дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.
Кроме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность. Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается, человек делается добрее и готовым к любви.
Будем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя - это послужит превосходным лекарством для нашей души!
Благодарственная Молитва (из молебна).
Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Твоя безмерна и человеколюбия - неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом. Аминь.