Житія святих
Преподобный Феодор Санаксарский
Преподобный отец наш Феодор Санаксарский родился в 1719 году близ села Романова Ярославской губернии в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых и при Святом Крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было четыре года, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии.
Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты.
Житіє священномученика Михаїла Под’єльського, пресвітера Зазимського (1878–1937)
23 листопада 2021 року у місті Бориспіль Київської області відбулося прославлення у лику святих священника Михаїла Под’єльського, розстріляного НКВС за сповідання віри. Рішення про канонізацію священника Священний Синод УПЦ ухвалив 17 серпня 2021 року. Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ публікує житіє священномученика, яке підготувала Синодальна Літургічна комісія УПЦ.
Священномученик Михаїл Под’єльський народився 21 травня 1878 року в місті Ніжин Чернігівської губернії в родині священно- та церковнослужителів. Його дід був священиком, батько – дияконом, а два старші брати – псаломщиками, які служили на парафіях Чернігівської єпархії. Сім’я була багатодітною і серед семи дітей, Михаїл був п’ятою дитиною.
Духовне зростання Михаїла почалося в Богоявленській церкві Ніжина, де служив його батько. Тут він почав опановувати й основи грамоти. Далі продовжив освіту в Чернігівському духовному училищі, де навчався протягом трьох років – з 1889 по 1892 рік. Проте закінчити духовну школу йому не вдалося через скрутне майнове становище, в якому опинилася його сім’я. З юнацьких літ Михаїл намагався своєю працею допомогти батьку виправити становище своєї родини, і навіть у дорослому віці (24 роки) не полишав його, а проживав у Ніжині поруч з ним, допомагав і підтримував, виконуючи заповідь Господню: «Шануй батька твого і матір твою» (Вих. 20, 12).
Невдовзі Михаїл став на шлях служіння Богу і Церкві Христовій: 2 січня 1906 року його було призначено виконуючим обов’язки псаломщика у Різдво-Богородичній церкві с. Припутня Борзнянського повіту. З цього часу почалося його поступове становлення як церковнослужителя і майбутнього пастиря Христового стада. Далі він ніс послух на парафіях Ніжинського повіту: в селі Орловки (з 16 лютого 1906 року), містечку Носівка (з 31 січня 1907 року) та селі Велика Кошелівка (з 2 грудня 1910 року).
Детальніше:Житіє священномученика Михаїла Под’єльського, пресвітера Зазимського...
Мученик Виктор Дамасский
Память: 24 ноября (н.ст.)
В царствование Римского императора Антонина (Антонин – римский император, более известный под именем Марка-Аврелия Философа, царствовал с 161 по 180 г.), под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор веровал в Господа нашего Иисуса Христа и открыто пред всеми исповедовал Его всесвятое имя. Когда в то время было воздвигнуто гонение на христиан, то воевода призвал к себе блаженного Виктора и сказал ему:
– К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучением. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.
Но святой Виктор отвечал воеводе:
– Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего бесконечно, и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.
На это воевода сказал Виктору:
– Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.
– Нет, – ответил Виктор, – я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я всё-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.
Священномученик Сергий Флоринский, Раквереский, пресвитер
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессребреников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени ряд лет выпускник семинарии Сергий Флоринский преподавал в учебном заведении, и только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства был определен на вакансию священника в церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Получив назначение, он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка — протоиерея Иоанна Смоленского. 5 марта 1900 года Сергей Федорович Флоринский был рукоположен в священника за Божественной литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения, в Гродненскую губернию, в местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк.
С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Пятигорский полк выделил из себя 7-ю роту, которая отправилась в Маньчжурию. В течение войны полк посылал добровольцев, солдат и офицеров, на пополнение. Отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год провел в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.
Когда началась Первая Мировая война 1914 года протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орден святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. За свою деятельность отец Сергий снискал также любовь и уважение окружающих.
После февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунства окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29 полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, в г. Везенберге (г. Раквере) и занимал здание городской гостиницы.
Детальніше:Священномученик Сергий Флоринский, Раквереский, пресвитер
Житие преподобной матери нашей Марии Египетской
«Тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно» (Тов.12:7). Так сказал ангел Товии, после чудесного исцеления от слепоты очей, после всех опасностей, через которые он провел и от которых избавил его своим благочестием. Не сохранить тайны царя – дело опасное и страшное. Умолчать же о чудных делах Божиих – опасно для души. Посему и я, движимый страхом умолчать о божественном и вспоминая о наказании, обещанному рабу, который, взяв от господина талант, зарыл его в землю и данное для работы скрыл бесплодно, – не умолчу о священной повести дошедшей до нас. Никто да не усомнится поверить мне, писавшему о слышанном, и не думает, что я сочиняю басни, пораженный величием чудес. Избави меня Бог солгать и подделать рассказ, в котором поминается имя Его. Мыслить же низменно и недостойно величия воплощенного Бога Слова и не верить сказанному здесь – по моему, неразумно. Если же найдутся такие читатели сего повествования, которые, пораженные чудесностью слова, не пожелают верить ему, да будет к ним милостив Господь; ибо они, помышляя о немощи человеческой природы, считают невероятными чудеса, повествуемые о людях. Но приступлю к повести моей, о делах явленных в нашем поколении, как поведал ее мне благочестивый муж, с детства научившийся божественному слову и делу. Пусть не ссылаются в оправдание неверия, что невозможно в нашем поколении совершиться таким чудесам. Ибо благодать Отца, текущая через роды в роды по душам святых, творит друзей Божиих и пророков, как об этом учит Соломон. Но время начать сию священную повесть.