Житие Васильевских Новомучеников
Новомученики Васильевские - настоятель церкви Рождества Христова с. Васильевки Снигиревского района Николаевской обл. иерей Сергий Штенко, миряне Кирилл Приймак и Прохор Бунчук - приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 г. во время кампании большевистской власти по изъятию церковных ценностей, проявив твердость и мужество в стоянии за веру, храм и его святыни.
Отец Сергий Штенко родился 24 августа (ст. ст.) 1875 г. в с. Хондаковка Херсонского уезда, Херсонской губ.(сейчас —с . Новокондаково Снигиревского р-на, Николаевской обл.) в семье стихарного диакона.
После окончания Одесской Духовной семинарии в 1897 г. был направлен в церковь Рождества Христова в качестве псаломщика, затем был рукоположен во диакона в этой же церкви, а в 1898 г.—во священника. Как настоятель и пастырь снискал среди прихожан огромный авторитет и уважение.
Ближайшими сподвижниками о. Сергия были его духовные чада: попечитель храма Кирилл Евтихиевич Приймак и церковный староста Прохор Устинович Бунчук.
Кирилл Приймак был ревностный служитель при храме Божием. Постоянно был занят делом: боялся праздности и всегда говорил: «Бог любит труждающихся».
Прохор Бунчук жил в с. Павловка, которое чуть больше километра от Васильевки. Был уважаемым человеком среди односельчан и всецело предан церкви.
Изъятие церковного имущества для верующих было кощунством и надругательством над верою и святынями. Поэтому, когда в Одбедо-Васильевку (так называлась Васильевка раньше) явился уполномоченный для исполнения приказа «свыше», на набатный колокольный звон сбежались прихожане, в основном женщины из сестричества, организованного для охраны храма. Они не только не допустили к церкви грабителя, но даже изгнали его из церковного двора. Это и явилось предлогом для властей назвать этот инцидент крестьянским бунтом и вызвать вооруженное подкрепление из числа красноармейцев.
В организации бунта власть обвинила священника о. Сергия Штенко, а также Прохора Бунчука и Кирилла Приймака.
Арестовали их ночью и на телеге увезли по направлению к Снигиревке. Чекисты глумились над своими жертвами, разражаясь хульною бранью. Священник призывал их остепениться, вразумлял. Но все было тщетно. Почувствовав, что приблизилась неминуемая смерть, отец Сергий начал молиться, что еще сильнее озлобило красноармейцев. Разъяренные охранники набросились на священника и, вытащив сабли, принялись рубить ему руки. Прохор Бунчук поспешил на помощь, но был тут же убит выстрелом. Чекисты остановили лошадей и принялись избивать попечителя и священника.
Батюшке выбили зубы, отрезали уши, кололи саблями тело, выкололи глаза, изуродовали лицо, затем распороли живот и намотали внутренности на коловорот колодца. Кириллу Приймаку нелюди открутили голову.
Чекисты, второпях присыпав трупы землей, уехали из балки, составив ложное заключение: «Арестованные убиты при попытке к бегству». Но вскоре местные дети, играя в балке, увидели торчащую из земли руку…
Тела страдальцев были собраны и перенесены в храм, где по православному чину были отпеты и похоронены в ограде церкви. Впоследствии, после похорон, дочь Кирилла Приймака, Марьяна, нашла в балке голову своего отца. Не выдержав такого испытания, потеряла рассудок. Голову тоже захоронили в братской могиле.
Стараниями верующих на месте захоронения убиенных было сооружено надгробие, но власти его разрушили, а могилу сравняли с землей. И только в начале 90-х годов был поставлен памятник, а в 2004 г. на месте мученических страданий, в снигиревской балке, был поставлен и освящен крест.
Хоть как не старались власти унизить мучеников за веру и храм Божий, хоть как не старались изгладить из памяти народной их благочестивое житие и честную кончину — не получилось. Православные люди всегда собирались в праздничные и воскресные дни и молились на могиле страдальцев
Помнят жители этого степного края, как в 30-е годы четверо добровольцев захотели разрушить храм. Свое черное дело они начали с колокольни. Жители села собрались на церковном дворе возле могилы убиенных мучеников и со слезами на глазах молились и просили у Господа недопущения святотатства. Вдруг стало темно, поднялась буря, и такая, что ветер поднимал маленькие камни, и бил ими в лицо. Перепуганные безбожники убежали. После этого никто больше не изъявлял желания рушить храм. А православный народ, укрепившись верою в действенной помощи по молитве к новомученикам, стал чаще прибегать к ним с молитвою как предстателям пред Господом за грешных и заблудших.
Есть многие свидетельства о чудесах и чудесных исцелениях от болезней и различных недугов, с верою и надеждою притекающих к помощи угодников Божиих в бедах и скорбях, в решении важных житейских вопросов. И по вере просящих подавалась незамедлительная помощь.
Синодальная комиссия УПЦ по канонизации святых рассмотрела материалы и приняла положительное решение – благословила для местного прославления священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, утвердила иконописное изображение святых и постановила память святым Васильевским новомученикам праздновать в день их мученической кончины – 13/26 апреля.