Новини
Интервью со священником Вячеславом Яковенко: что возможно сделать для ветеранов?
Интервью опубликовано в Центральной Православной Газете (главный официальный орган УПЦ)
— Вы со своими прихожанами регулярно помогаете ветеранам войны, участникам боевых действий. Как родилась и была воплощена в жизнь идея такого социального служения?
— Господь управил. Еще до принятия священного сана я, будучи юристом по образованию, руководил общественной организацией. Мы с коллегами-адвокатами с радостью помогали ветеранам Великой Отечественной войны, другим пожилым людям (которым было трудно сориентироваться в современном законодательстве), например, обратиться в суд, написать исковое заявление… Тогда это стоило около 300–400 гривен. Для меня — 15 минут работы, а для старичка — экономия чуть ли не половины пенсии! Вот и трудился во славу Божию, денег не брал. Ведь многие из этих почтенных людей кровь проливали, жизнью рисковали ради нас. И мне кажется, что сегодня каждый должен задаться вопросом: что мы можем сделать для ветеранов, как отблагодарить за ратные труды? Советские времена — во многом спорные, но все-таки положительные моменты тогда были. Нас с детства учили патриотизму, уважительному отношению к старшим. В этой связи вспоминается девиз: «Если не мы, то кто?». Если Господь дал мне силы, умение и возможность помогать нуждающимся, то я просто обязан это делать.
Позже Бог призвал меня к священству. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, был построен наш храм. Не скрою, что мне стало радостно, когда на его освящение пришли ветераны и много пожилых людей.
— А много ли в Украине ветеранов Великой Отечественной войны?
— Их с каждым годом, к сожалению, все меньше. Самому молодому ветерану, воевавшему в 1945 г., уже 87 лет! Таких людей, как он, очень мало. Участников боевых действий — бывшего Союза и Украины — намного больше. Многие из этих людей не сегодня-завтра перейдут в жизнь вечную. Мы, собственно, прекрасно понимаем, что человек, не получивший в советское время никакого религиозного воспитания, жил без веры во Христа, вне Церкви. Однако среди таких — множество очень достойных, нравственных людей. И наша задача — помочь им переступить порог храма. Но мы не сектанты, людей в церковь не тащим, уважая свободу воли, данную человеку Господом. Поэтому перед нашей православной службой милосердия поставлены простые задачи — например, помочь в решении бытовых проблем (многим людям старше 80-ти лет даже пол подмести сложно). На Пасху, на Рождество, на другие праздники готовим подарки: мандарины, апельсины, бананы, конфеты. Кажется — мелочь, а для многих пенсионеров — непозволительная роскошь.
— Сколько людей задействованы в приходской службе милосердия?
— Двадцать человек. Есть среди них и выпускники катехизаторских курсов при КДАиС. На дела милосердия каждый тратит, в среднем, два-три часа в неделю. Важно понимать, что разовая помощь нуждающемуся — это хорошо, но регулярная поддержка — важнее. Бывает, что кто-то не может выделить личного времени в силу каких-то обстоятельств. Вот одна сестра во Христе, погрузившись с головой в работу, принесла недавно 500 гривен, чтобы мы купили нашим ветеранам по коробочке конфет. Это уже немалое пожертвование. Но я говорю прихожанам, что даже лепта, даже одна гривна для участия в общем деле помощи — это важно для души. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Наша община небольшая, но очень отзывчивая. Вот на Покров Пресвятой Богородицы мы поехали в детскую больницу с подарочками, там около 200 ребятишек находятся на излечении.
— Есть мнение, что для благотворительности нужны спонсоры.
— Нужно желание трудиться во славу Божию. О проблеме отсутствия спонсорства слышал от некоторых руководителей ветеранских организаций. Не раз доводилось представлять Церковь на Всеукраинском форуме ветеранов Украины (в этом году, кстати, мероприятие провести так и не удалось). Но лично мое мнение, что главная проблема — это отсутствие у людей желания помогать и даже просто трудиться. Нам удавалось организовывать фестивали без спонсоров, Божией милостью. На этих мероприятиях заслуженные артисты выступали от души, без гонораров. Люди пошли на такой шаг, и их глаза сияли от счастья. Конечно, какие-то минимальные деньги для организации фестивалей собрали мы с прихожанами, однако это не назовешь спонсорством… Было бы желание. На самом же деле страшно равнодушие к происходящему вокруг. Бездушный человек хоть и жив телесно, но духовно умирает.
— Скольких ветеранов вы опекаете?
— Чуть больше десяти, в их числе — бывшего узника Освенцима. Конечно, не все сразу нам доверились. (Улыбается.) Некоторые подозревали нас в желании заграбастать квартиру, например. Но мы изначально от таких постыдных вещей оградились, делали все, чтобы даже мысли подобной у подопечных не возникало, молились. Потом люди удивлялись, видя, что им регулярно на протяжении длительного времени безвозмездно помогают. Некоторые интересовались прямо: «А зачем это вам?».
— А зачем все это вам?
— Ну, как же!.. Люблю цитировать святого Иакова — самого старшего из апостолов: вера без дел мертва. Сам Господь Иисус Христос учит, что невозможно угодить Богу, не служа людям; что сделавший нечто доброе одному из малых сих получит от Самого Бога блаженство вечное. Вот делаем малое, что посильно. Это — наш долг любви перед телесно немощными, болящими, страждущими людьми, ведь некоторые из них оказались просто всеми позабыты. Случается, что у людей пробуждается интерес к нашей Церкви, они исповедуются, причащаются, соборуются… Был случай, когда одна женщина в возрасте около 90 лет крестилась. Так и движемся — от душевного к духовному, по апостольскому слову. Мы стараемся поддерживать не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и афганцев, и инвалидов, и многих других. В общем, сотрудничаем более чем с 20-ю ветеранскими организациями.
Меня, например, с радостью принимают афганцы, я для них — свой, со многими, спустя годы общения, мы уже дружим. Многие из них молятся в своих храмах, есть и невоцерковленные (со временем, надеюсь, Господь призовет). Но на праздники мы собираемся, как братья, это очень здорово. Этой весной брат-афганец, Божией помощью и своими трудами, организовал для ветеранов (десять человек, из них — трое колясочников) поездку на Афон. Это было великое дело. Помню, молились перед поездкой в храме во имя святителя Михаила, служили Литургию, и священник, который исповедовал, сказал, что афганцы требуют «своего батю». Я им, конечно, объяснял, что они — Христовы чада, а не мои. А они, как детки, улыбаются.
— Что важно понимать тем, кто желает помочь ветеранам?
— (Улыбается.) Не соглашайтесь покупать продукты пожилым людям за их деньги. Даже если вас об этом попросят. Иначе придется выслушивать, что купили что-то не то или не совсем то. Ветераны помоложе, например афганцы, в ряде случаев в опеке вообще не нуждаются. Они — люди сложные, но очень интересные, душевные, не терпят лукавства и принимают только тех, кто им действительно открыт. Люди, которые пережили такое, как они (заглядывали смерти в глаза, теряли товарищей), меня поймут. Войну нельзя пройти без душевных травм. Их нужно лечить. Но излечить может только Бог! Наша задача — помогать таким людям, поддержать их, насколько возможно. Взять, например, события в Украине последних месяцев. Помню, как после трагедии под Иловайском мне позвонил друг, руководящий самообороной Бердянска. Рассказал, что к ним везут много раненых. Оказалось, что им не хватает бинтов, жгутов, дабы останавливать кровотечения… Обратился к братьям и сестрам, собрали и отправили более 150 кг медикаментов.
Больницы переполнены людьми, нуждающимися в поддержке. Мы, христиане, должны протянуть страждущим руку помощи, подставить плечо… Для волонтера очень важно установить контакт с человеком и понимать границы своих душевных возможностей. Мы, как губки, впитываем боль тех, с кем общаемся. Иногда бывает, что наши собеседники могут кого-то ненавидеть, злиться на что-то. Очень важно не пустить в свое сердце гнев или осуждение и, вместе с тем, поддержать того, кто в этом нуждается. Преподобный авва Дорофей (нес послушание в монастырской больнице) учит, что добродетель не должна лишать нас душевного мира, а наоборот — проистекать от него, продлевать его. Чтобы так было, нужно твердое упование на Господа Иисуса Христа, без Которого ничего сотворить невозможно. Если же Сам Господь благословит труды — все получится. Душевный мир сохраняется Божией благодатью.
Мое пастырское впечатление: после начала кровопролития в Украине люди (и не только те, кто непосредственно участвовал во всех этих событиях) оказались духовно истощены. Однажды, исповедуя народ Божий, и сам пришел в смятение — настолько, можно сказать, оказались духовно низложены происходящим братья во Христе. Тогда я вышел на амвон и сказал: «Люди добрые, мы приходим в храм благодарить Бога. Евхаристия — это жертва благодарения — самое главное, ради чего мы собираемся в храме. Мы, недостойные, идем и дерзаем причащаться Тела и Крови Христовых, и Господь дарует нам эту благодать по Своему неизреченному человеколюбию. Разве вправе мы после этого пускать в сердце злобу и даже ненависть к тем, кого мы почему-то не понимаем? Для христианина враги — это духи злобы поднебесной, а внутренний враг — грех. Пустить их в сердце — все равно, что извергнуть Христа!». Слава Богу, меня услышали...
Беседовал Вячеслав Дарпинянц