Проповіді

О вере христианской

(по Гедеону Шиманскому).

Мы не можем вступать в какие бы то ни было отношения к Богу, мы не можем надеяться на Него, любить Его, молиться Ему и т. д., если не будем, прежде всего, веровать в Него.

Вера в Бога есть основа нашего спасения!

По слову апостола «вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, и желаемом, и ожидаемом, как бы в настоящем» (Евр. 11:1). Вера есть свободное признание существования невидимого Бога, твердое убеждение в Его существовании и в истинности всего сообщенного нам в Откровении.

Вера проистекает из глубины нашего существа, приводит в движение ум, волю и чувство, и не есть только холодное признание или даже предположение бытия Божия и истин веры, а есть горячее, энергичное, истинное и полное, не требующее искусственных доказательств, убеждение в истинности того, в Ком мы «живем, движемся и есмы» (Деян. 17:28). Проникая всю душу, вера возбуждает в сердце христианина любовь к Богу и к ближним, укрепляет волю в решительном и неуклонном исполнении христианских добродетелей.

Рождается и укрепляется вера при покаянии и обращении человека грешника ко Христу.

Вся жизнедеятельность христианина должна быть неизменным и точным выражением его веры.

Христианин должен веровать, во-первых, истинно, т. е. содержать единую истинную веру так, как учит православная Церковь, ибо, если Бог един есть и неизменен, и одна человеческая природа, то истинное исповедование также должно быть одно.

Во-вторых, христианин должен веровать разумно. Как лицо сознательное и совестное он должен испытывать и несомненно увериться в истинности своей веры (Ин. 5:39). Самая твердость исповедания веры зависит от разумности убеждения, а дальше и вся жизнь в духе веры. Один путь к этому – теоретический, научно-богословский. Другой путь – веры, - молитва о вере, молитва к единому истинному Богу Отцу всех человеков о вразумлении; молитва в чувстве кровной нужды с болезнью сердечной, воплем, стенанием. Этот путь стяжания веры искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Так и апостолы  просили: «Господи, умножь в нас веру» (Лк. 17:5).

В- третьих, христианин должен веровать твердо, т. е. так, чтобы не колебаться сомнениями, не стыдиться своей веры и не бояться ее исповедовать, должен веровать неизменно, до самой смерти. «Будь верен до смерти, - говорит Господь, - и дам тебе венец жизни» (Апок. 2:10).

В-четвертых, христианин должен веровать живо, т. е. деятельно, а не бесплодно. Где есть истинная, живая вера – там решимость исполнить волю Божию, стремление к Богоугождению. По слову апостола, «исполнитель дела блажен будет в своем действовании» (Иак. 1:25; ср. Мф. 5:19; Ин. 12:17). Добрые дела суть обнаружение внутренней, живой, действенной веры.

Основание веры – в близости Бога к нашей душе, в некой таинственной связи с Богом и вообще с истиною. «Несомненность веры в людях высокой души, - учит прп. Исаак Сирин, - открывается по мере того, как они по нравам своим сообразуются в житии с заповедями Господними». Внутреннее откровение Духа, Которым мы живем, движемся и существуем, есть основной источник Богопознания.

Вера есть настолько живое и крепкое соединение человеческой души с Богом, что она становится исходным и неизменным пунктом, определяющим все человеческие мысли и действия, и направляющим их на Бога и Божественные предметы, то отсюда понятно, почему Господь и Его апостолы поставляли в зависимость от нее всю судьбу и спасение человека:

«… верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36); «Верующим во имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божьими» (Ин. 1:12).

В Евангелии от Матфея (17:20) Спаситель говорит о том, что верующий человек может все: «… ничего не будет невозможного для вас». Действия веры изображает ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям. Древние праведники, говорит он, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34).

«Сия есть победа победившая мир, - вера наша» (1 Ин. 5:4).