Проповіді

Заповеди Блаженств и их значение

                                     Вступление

На протяжении веков люди, живя на свете, пытались проанализировать окружающий мир, познать законы развития общества и природы, чтобы использовать эти знания для улучшения своей жизни, для достижения счастья. Много философских теорий и религиозных учений (и разных направлений в пределах какого-либо учения) возникли и рассказывают о том, что такое счастье и как нужно жить человеку для того, чтобы его достичь. Большинство религиозно-философских систем мира, рассказывающих о том, как нужно жить человеку, чтобы достичь счастья, сходны между собой в том, что они указывают на существование материального и сверхъестественного мира, рассказывают о Боге и противостоящих Ему силах, о зависимости человеческого счастья от добрых поступков самого человека.

           Но самой прогрессивной и развитой системой взглядов о том, как нужно жить человеку на свете, чтобы быть счастливым, является учение Иисуса Христа в лоне Православия. Потому что это учение вобрало в себя все самое лучшее и совершенное, выработанное на протяжении веков человечеством, отцами Православной Церкви и обогатилось новыми чисто христианскими понятиями. Прогрессивность и преимущество Учения Иисуса Христа становится очевидным при сравнении этого Учения с другими религиозно-философскими системами мира, в которых нет целого ряда понятий, присутствующих в христианстве, а сходные понятия в христианстве трактуются более глубоко и рационально.

           Истинность Учения Иисуса Христа доказывается самой жизнью и в первую очередь тем огромным влиянием, какое оно оказывает на мир и людей, подобно ласковому солнцу, даруя жизнь и озаряя сердце и просвещая разум каждого человека. В Учении Иисуса Христа описаны все ключевые случаи и события, которые могут произойти в жизни людей, охарактеризованы всевозможные жизненные ситуации, в которых может оказаться человек, и даны единственно правильные советы о том, как человеку лучше всего поступить в тех или других обстоятельствах. В этом сила и мудрость Учения Иисуса Христа.

           Для того, чтобы жить счастливо, каждый человек должен знать и воплощать в свою жизнь Учение Иисуса Христа. Толкование и пояснение Учения Иисуса Христа породило целый ряд сект, лжеучений и систем, которые умело фальсифицируя понятия из Библии, искажают суть настоящего учения. Критериями для определения истинности при пояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, сердце, открытое для Бога, логика, здравый смысл и ясный рассудок, которые Господь даровал человеку, чтобы он смог разобраться в любых понятиях жизни. В Нагорной проповеди в сжатой форме излагаются основные критерии Учения Иисуса Христа и нашей Святой Церкви. Нагорная Проповедь это голос, исходящий от Божьего Престола, это Светоч Небесный, озаряющий жизнь людей. Расположившись на горе Корн-Хатин в окружении народа, Иисус Христос произнес Свою проповедь, начав ее с изложения заповедей Блаженства.

                        Первая Заповедь Блаженства

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:3).

Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ни чем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает их плодами Святого Духа. К таким плодам относятся: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5:22).

         То есть нищие духом – это такие люди, которые не “осуетились в умствованиях своих” (Рим.1:21), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек “упорству своего сердца” (Иер.23:17) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным. Сам Иисус Христос был образцом нищеты духовной. Он не только был нищим в прямом смысле слова, так как не обладал никакой собственностью, кроме одежды, и не имел места “где приклонить голову” (Мф.8:20), но и ничего не творил от Себя, исполняя Волю Отца Своего Небесного.

“Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего” (Ин.5:19).

         Во времена Христа религиозные руководители народа израильского считали себя людьми, наделенными богатыми духовными дарами. Они ограничивали свое религиозное служение формальным исполнением обрядов, что почиталось за праведность, а сами стремились к земной власти, удовольствиям, богатству и почестям, проявляли высокомерие и гордыню. Молитва фарисея “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди” (Лука 18:11) наглядно выражает настроения и мысли всего их класса и демонстрирует национальное высокомерие иудеев. Однако были и такие иудеи, которые считали себя несчастными и жалкими, слепыми, нищими и нагими духовно. Они то и жаждали чтобы явилась “Благодать Божия, спасительная для всех человеков” (Тит.2:11). Эти люди, сознавая свои недостатки и греховность, просили Бога подобно мытарю в его молитве: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (Лука 18:13). Именно таким людям, которые искренне каются в своих грехах, осознают и ценят помощь Иисуса Христа и желают идти по пути создания добра, Иисус Христос предлагает сменить тяжесть их греха на Богатство Его праведности, говоря:

“Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф.11:28).

        Таким людям Христос предлагает счастливую жизнь. Счастье по учению Иисуса Христа -это Царство Божие. Для того, чтобы быть счастливым, нужно быть членом Царства Божьего, то есть жить с Богом в душе, то есть служить Богу, жить по Его заветам, делать добрые дела. Царство Божие начинается на земле (в земной жизни человека) и продолжается на небе в Вечности. По учению Иисуса Христа, Царство Небесное есть Блаженство, Совершенное Благо, Добро, Красота и Любовь. Это Царство вечно. Оно не зависит от случайностей. Его никто не может отнять у человека. Именно это Царство Небесное унаследуют нищие духом, от имени которых сказал Апостол Павел:

“Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем” (2Кор.6:10).

Потому, что их духовное богатство открывает им (а их пример и другим людям) путь в Царство Небесное. Таким образом, в первой заповеди говорится о людях, которые сознают свои недостатки и свою греховность, и каются в этом, сами понимая, что без помощи Бога ничего не достигнут. Такие люди не проявляют гордыни, эгоизма, похвальбы, а становятся кроткими и смиренными, то есть нищими духом. За это они получат награду от Бога в виде того, что станут блаженными, то есть счастливыми, радостными. Поэтому первая заповедь Блаженства представляет собой главное условие жизни человека, и говорит о том, что христиане должны оставить соблазны и земное богатство, и в нищете духа следовать за Христом по жизни, творя добро, проявляя смирение и кротость, и освобождаясь от греха и вожделений бренного мира. Так как:

“Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:15-17).

                        Вторая Заповедь Блаженства

“Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф.5:4) .

        Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал:

“Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25).

        Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит:

“Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13).

        Человек, ставший “нищим духом”, то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение.

“Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!” (2Кор.1:3-4).

Согласно учению Иисуса Христа, когда человек искренне плачет о своих грехах, то это говорит о его искреннем покаянии и указывает на то, что человек стремится ко спасению своей души. Апостол Павел говорил:

“Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2Кор.7:9-10).

Святой Иоанн Лествичник, живший в VII веке, следуя советам Апостола Павла, писал: “Плач по Богу есть сетование души, такое расположение болезненного сердца, которое с исступлением ищет того, чего оно жаждет... Плач есть златое жало, уязвлением своим обнажающее душу от всякой земной любви и пристрастия... С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного, и не представит чистым Христу” (Лествица Слово 7).

Иисус Христос готов помочь каждому печалящемуся и страдающему. А сердце Его всегда открыто для наших страданий, печалей и забот. Господь оказывает великую заботу всем плачущим и страдающим, посылая им Свою помощь и утешение, смягчая их сердца, спасая их души.

“Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2Кор.1:5).

                        Третья Заповедь Блаженства

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф.5:5).

          Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, идут в определенном порядке, последовательно указывая на душевные качества людей. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь.

           Кроткими называются те люди, которые терпеливо, со смирением переносят неприятности, огорчения и страдания, не обижаясь на своих обидчиков и не ропща на Бога. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему.

Апостол Павел говорил: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:19-20).

Иисус Христос говорил: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:29).

            Это доказывается и поступками Иисуса Христа. Когда Он сталкивался с несправедливостью, то всегда отвечал добром на зло. Сам Иисус Христос "уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Фил.2:7) чтобы служить людям. В Его поступках не было эгоизма, гордыни и надменности, но вся Его жизнь была подчинена воле Отца Небесного. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя" (Мф.16:24), – говорит Иисус Христос, призывая людей избавиться от собственной гордыни, заносчивости и эгоизма, и быть смиренными и кроткими. По учению Христа кротость – это необходимое качество духовного развития личности, ибо оно дает счастье, "покой душам вашим" (Мф.11:29). Апостол Христа, Иаков, кротость называет мудрой:

"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов" (Иак.3:13,17).

             Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: "Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. "На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного" (Исаии 66,2). "... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола" (“Лествица”, Слово 24).

           Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь "прославляет смиренных спасением" (Пс.149:4). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, “ибо они унаследуют землю”. В другом месте Библии говорится так: "Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира" (Пс.36:11).

           Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений.

           Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие “получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном” (“Закон Божий”, составитель Протоиерей Серафим Слободской, 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: "Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2Петр.3:13). "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

           Святой Иоанн Златоуст не соглашался с таким толкованием, заявляя, что нигде в Библии не говорится о земле духовной. "Поэтому, - делал вывод Иоанн Златоуст - нужно предполагать, что в словах Иисуса Христа подразумевается чувственная награда".

            В других пояснениях говорится о том, что во времена произнесения Нагорной проповеди землей владели язычники и было только небольшое количество людей, представляющих собой сторонников Христа. Однако именно последователи Христа победили языческий мир и сумели унаследовать от него землю.

            Епископ Михаил, предложивший другое толкование, считает, что слова “унаследовать землю” являются образным выражением, так как упоминаются еще в Ветхом Завете “кроткие наследуют землю” (Пс.36:11). Эти слова адресованы евреям, унаследовавшим землю обетованную. Поскольку обетование наследовать землю Ханаанскую еврейскому народу было проявлением Божьей Воли и Божественного благоволения, то и выражение “наследовать землю” нужно понимать как получение Благоволения Божьего. Однако, все толкователи сходятся на том, что кроткие люди своим смирением, самопожертвованием сделаются сонаследниками Христа и получат обетованную землю, на которой не будет греха, страданий и порока, ибо там где Иисус Христос, там будет вечный мир, "не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод" (Ис.49:10).

                        Четвертая Заповедь Блаженства

“Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Матф.5:6).

           Слово "правда", по другим переводам "праведность", означает святость, богоподобность. А Бог и есть Наивысшая Святость. Текстовое пояснение заповеди: Блаженны - значит счастливы; алчущие обозначает голодные. Слово "жаждущие" имеет два смысловых значения:

•    хотеть пить, то есть жаждать, стремиться утолить жажду;

•    в переносном смысле сильно желать чего-либо.

Слово "правда" имеет три смысловых значения:

•    то же что и истина;

•    порядок, основанный на справедливости и честности;

•    то же, что и правота.

          По религиозным представлениям, праведником называется человек, живущий праведной жизнью, то есть благочестивый, безгрешный человек, жизнь которого основана на правде во втором смысловом значении этого слова. Иными словами, жизнь такого человека подчиняется религиозно-нравственным правилам и не нарушает порядок, основанный на справедливости, честности и заповедях Божиих. Такая жизнь и называется безгрешной или праведной. По религиозным толкованиям слово "правда", понимается как праведность и обозначает святость, богоподобность.

          О Законе Божием в Библии говорится “ибо все заповеди Твои праведны” (Пс.118:172), то есть справедливы, верны, истинны, святы. Слово насытиться имеет четыре смысловых значения:

•    наесться досыта;

•    растворить в себе большое количество вещества;

•    наполнить в большем количестве до предела что-либо;

•    наполнить или снабдить что-либо в изобилии.

          Суммируя смысловые значения слов этой заповеди, можно сделать вывод о том, что в ней говорится следующее: “Будут счастливы желающие праведности, потому что они удовлетворят свое желание”. В этой заповеди говорится о людях, которые усердно стремятся, как голодные к пище, как жаждущие к питью, к Богу. Они это делают для того, чтобы Бог научил их жить праведно и очистил от грехов, и желание таких людей исполнится.

          Очень часто для наглядности своей мысли Христос в своих словах прибегает к поясняющим примерам и сравнениям. Так и в четвертой заповеди Блаженства, людей, которые непреодолимо ищут правды Божьей, Христос сравнивает с алчущими и жаждущими. Известно, что люди, мучимые голодом и жаждой, с непреодолимой силой стремятся удовлетворить свои потребности. В этом сильном стремлении к удовлетворению потребности подобны те люди, которые стремятся к удовлетворению, но уже не физических, а духовных потребностей, выражающихся в познании Божественной Истины и в исполнении во всем Воли Божьей. Такие люди, которые служат Богу и станут блаженными, (то есть получат радость и счастье), так как они насытятся, (то есть будет удовлетворено их стремление к праведности).

          Итак, в этой заповеди говорится о том, что жаждущие и алчущие люди стремятся к праведности. Что же такое праведность? А праведность по религиозно-философским представлениям это особый, свободный дар, безвозмездно предлагаемый Богом всем людям мира. Праведность также необходима для человека как пища и питье, без которых люди не могут жить. В Библии пишется: “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко” (Ис.55:1). Но не каждый человек желает быть праведником. Поэтому Господь предлагает дар праведности тем людям, которые его хотят получить и стремятся к нему. Иносказательно в Библии об этом говорится так:

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).

          То есть человек, стремящийся к правде Божьей (к праведной жизни), если услышит голос Бога и отворит Богу дверь своей души, то такой человек будет вкушать пищу вместе с Богом (“вечерять с ним”). И Бог будет заботиться о таком человеке, так как Он говорит:

"Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин.6:35).

          То есть не будет нуждаться ни в духовной, ни в телесной пище. Точно так же, как человек нуждается в пище и питье, так и душа человека для своего развития и совершенствования нуждается в Иисусе Христе, как в хлебе Небесном. Как уставший путник в пустыне стремится удовлетворить жажду из чистого источника, так и христианин желает удовлетворить духовную жажду из животворного источника учения Христова. Об этом в Библии говорится: “Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя” (Пс.61:6).

          Человек, осознавший свои недостатки, жаждет праведной жизни. А для того, чтобы жить праведно, человек должен свои мысли и поступки подчинить учению Христа. И тогда жизнь такого человека изменится, потому что он уподобится Христу. Дух Божий пробудит в его сердце любовь и радость, и поможет с радостью и усердием исполнять Волю Божию и творить добро. Для такого человека давно знакомые истины будут восприниматься по-новому, и Библейские тексты предстанут в новом значении, а жизнь он увидит в новом свете. Такой человек, став блаженным, поймет истинную суть спасения и путь к нему. Почувствует, что Христос руководит его действиями, и везде сопровождает его, помогает ему и охраняет его, утолив его жажду правды Божией. О таком человеке Христос сказал:

“Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин.4:14).

        Господь всем людям мира, стремящимся к праведности, открыл великий источник Своей любви,который освежает землю как животворный дождь. Господь сказал: “Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда” (Ис.45:8).

         Вся жизнь человека должна состоять из поиска и приобретения правды Божией, то есть из стремления к жизни праведной и ее приобретения. Об этом учит Библия и святые отцы. Поэтому человек не должен заботиться о своих бытовых нуждах, а должен совершенствоваться в своем духовно-нравственном развитии, стремясь к жизни праведной. Господь так сказал об этом:

“Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф.6:31-33).

         Подводя итог пояснения четвертой заповеди Блаженства, можно сделать следующий вывод. На протяжении веков человек всегда стремился к Богу, стараясь нравственно улучшить, усовершенствовать себя. Во времена язычества люди не знали истинного Бога и пытались умилостивить языческих богов. Но вот настало время, когда Сам Бог в лице Иисуса Христа пришел в мир людей, открыл людям Свою волю и законы. Принес им Свою Истину и Правду Божию. С этого момента каждому человеку, как великий дар Божий, дана возможность оправдаться перед Богом и вести праведную жизнь, потому, что человек уже знает Божьи истины и законы, то есть Божью правду.

        Отныне всякий человек, алчущий и жаждущий правды, и исполняющий ее, (то есть ведущий праведный образ жизни по Божьим законам) получит насыщение, удовлетворит свой духовный голод и духовную жажду. И таким путем (путем праведности и добра) получит оправдание перед Богом, войдет в жизнь вечную и в Царство Божие. Человеку, стремящемуся к правде Божьей, а затем ведущему жизнь праведную, открывающую двери в Царство Небесное, Господь дает награду в виде блаженства, то есть счастья и радости. Поэтому Иисус Христос и говорит о том, что люди, алчущие и жаждущие правды Божией, являются блаженными и насытятся, то есть получат удовлетворение своих духовно-нравственных потребностей на пути своего морального и философско-религиозного совершенствования.

                        Пятая Заповедь Блаженства

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф.5:7).

          Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. За это милостивые люди сами будут удостоены у Бога великой милости, они будут помилованы. С позиции христианского учения, быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог, проявляя Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным. Об этом и говорит Апостол Павел: "Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:32).

          Быть милостивым - это значит быть подобным Богу. "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс.102:8).

          Господь является источником милосердия. В Ветхом Завете Бог говорил Моисею так: "Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех" (Исх. 34,6-7).

          Эти же качества милосердия и доброты провозглашает и Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лука 6:35-36).

           Однако проявление милосердия не сводится к оправданию всех видов греха, не сводится к выявлению терпимости к глупости и злу, не сводится к подчинению несправедливости и беззаконию. Быть милосердным – это значит в первую очередь сострадать заблудшим людям и помогать им избавиться от греха, и уметь прощать людям, делающим неправду. И как сказано в Библии: "У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою" (Пс.129:3-4).

           Господь не спрашивает у людей, достойны ли они Его любви, а изливает на грешное человечество богатство Своей любви. Поэтому "будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1Ин.4:19). Будем подражать Господу в милосердном отношении к ближним. Милостивые и милосердные сопричастны Богу и через таких людей проявляется Божественная любовь. Поэтому милосердные стремятся не судить ближнего, а помочь ему и спасти его. Истинно милосердные – это те люди, которые проявляют сострадание, сочувствие к бедным, страдающим и угнетенным людям. В сострадающей душе присутствует мир и покой. А Святой Дух, пребывающий в такой душе, проявляет себя в добрых делах, смягчает ожесточившиеся души и вызывает взаимное примирение и милосердие. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.

"Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет" (Притч.11:25).

          Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал такие слова: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф.7:12). И если человек желает, чтобы ему делали добро и проявляли помощь, сострадание и милосердие, то и сам должен делать эти добрые поступки. А силу для добрых дел человеку дает постоянное ощущение в душе милости Божией. Поэтому человек, какой бы вершины духовного развития он не достиг, должен всегда просить Бога о милосердии к себе и прощении своих грехов словами "Молитвы мытаря": "Боже милостив будь ко мне грешному". Подобно Господу, человек должен проявлять милосердие к другим людям.

"И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6:12).

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф.6:14-15).

                        Шестая Заповедь Блаженства

“Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога” (Мф.5:8).

           В христианском понимании чистыми сердцем считаются те люди, которые не только избегают злых дел, но и душу свою делают чистой, то есть не допускают чтобы в ней поселились дурные помыслы и желания. Для Господа не столь важно то, как мы выглядим внешне. Важнее всего чтобы сердца людские были чистыми. Потому что от сердца чистого исходят чистые мысли и поступки. Поэтому царь Давид в своей молитве просил Бога: “сердце чистое сотвори во мне, Боже” (Пс.50:12). “Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!” (Пс.18:15).

           Указав на то, что блаженными (то есть счастливыми, радостными) станут люди с чистым сердцем, Господь, в другом случае объяснил, что такое нечистота сердца. “Из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это извнутрь исходит и оскверняет человека” (Марк 7:21-23).

“Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть” (Тит.1:15).

           Таким образом для того, чтобы сделать сердце чистым, нужно отказаться от грехов и не повторять их, то есть стать безгрешным. Для достижения чистоты сердца в Учении Христа указан путь и даны средства для выполнения этой задачи. То есть указаны действия, при совершении которых человек достигнет очищения сердца. Это отказ от злых дел, совершение добра, воздержание от греха, покаяние и молитва, проявление смирения и любви к Богу и ближним, борьба с гордостью и эгоизмом, проявление добродетельности и милосердия, постоянный призыв к Богу о помощи. “Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца” (2Тим.2,21-22).

           В этой борьбе за чистоту сердца нужно и проявление разума, и свободной воли, чтобы не свернуть с этого пути. Чистые сердцем испытывают душевное спокойствие, радость и блаженство. Христос говорит, что за свою душевную чистоту эти люди будут иметь великую награду, они узрят Бога, так как чистота сердца является непременным условием для единения с Богом, для получения Царства Небесного.

           Шестую заповедь блаженства Иисус Христос провозгласил в среде евреев, строго соблюдающих чистоту проведения церемоний, то есть среди народа, охваченного страхом перед наружным осквернением. Евреи стремились к церемониальной чистоте, но не заботились о чистоте своего сердца, то есть о чистоте духовной. У человека, у которого Христос обитает в сердце, появляется чистота духовная: благородство мыслей, желание совершать добро, мудрость.

“Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.” (Иак.3:17).

             Поэтому люди, имеющие чистоту сердечную, не только не совершают плотских поступков, но даже в сокровеннейших намерениях души свободны от греховных помыслов, гордыни, себялюбия. Они смиренны, бескорыстны и чисты душей как дети, потому что их душа пронизана самоотверженной любовью к Богу. Чистые сердцем становятся другими людьми, потому что познают Бога. Люди, очистившие свое сердце, вступают в новые отношения с Богом, как со Своим Спасителем. Чистые сердцем воспринимают Бога как Своего Отца, желающего обнять кающегося сына. Они, увидев красоту и чистоту Божьих достоинств, стремятся отразить Образ Божий в самих себе и смотреть на мир очищенными глазами души. “Светильник для тела есть око. Итак если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло” (Мф.6:22). Имеющие очищенное зрение души, чистые сердцем, способны понять то, что не замечают обычные люди. Чистые сердцем восхищаются делами рук Господних, проявившихся в красоте природы, в разумном устройстве жизни и вселенной. Чистые сердцем видят великие истины, сокрытые в Священном Писании. Им открывается познание великих тайн бытия и природы, философских истин. Уже здесь на земле чистые сердцем проводят жизнь в присутствии Бога, чувствуя на себе Его заботу и помощь. Как Моисею Господь показал славу Свою, так и чистые сердцем достойны, чтобы узреть Бога и их сердца наполняются благодарностью и блаженством.

            Святой Григорий Нисский писал о чистоте сердечной: “человеку, очистившему зрение души своей, предлагается радостное видение Бога. Так учит нас Слово (то есть Господь Иисус Христос), когда говорит нам, что “Царство Божие внутри вас есть” (Лк. 17,12). Это учит нас, что человек, очистивший душу свою от всяких страстных побуждений, отобразит своей внутренней красотой подобие образа Божественного. Доброй жизнью смывай грязь прилипшую к сердцу твоему и тогда воссияет боговидная красота твоя” (Григорий Нисский “О блаженствах”, Слово 6).

                        Седьмая Заповедь Блаженства

“Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими” (Мф.5:9).

             Миротворец это “тот, кто способствует поддержанию мира и чьему-нибудь примирению” (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”, издание 22-е, ст.356). Миротворцы это люди, которые не любят ссор и избегают их. Это люди, которые со всеми остальными людьми живут в мире и дружелюбии, и мирят ссорящихся людей. Своими действиями, направленными на создание мира, миротворцы уподобляются Иисусу Христу, Который явился на грешную землю, чтобы примирить падшего человека с Божьим правосудием. “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим.5:1).

             Иисус Христос Сам создавал повсюду мир и добро. А для человека нет иного пути в достижении мира с Богом, как только через Христа, через выполнение Его заповедей. Поэтому миротворцы – это такие люди, которые, подобно Иисусу Христу, имеют доброе сердце, чтят Бога, стремятся помочь ближнему, содержат в душе своей кроткий и смиренный Дух Иисуса Христа. Эти люди не только отличаются кротостью и ласковостью и имеют смиренный нрав в душе своей, но и поступками своими стремятся создать мир между людьми, прекращают спор и вражду, приносят радость и спокойствие окружающим.

            Если человек принял в сердце свое Бога, то благодать Божия заглушает в таком человеке желание вражды, распрей и зла. В сердце такого человека нет зависти и злобы, ненависти, вражды, тщеславия и гордыни. На таком человеке пребывает благотворное дыхание Христа. Такой человек испытывает желание делать добро, становится миротворцем и распространяет действие мира небесного на людей. Такой человек имеет доброе сердце, миролюбивый характер и источает вокруг себя любовь небесную. “Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога” (1Ин.4:7). Последователи Иисуса Христа, жившие в мире с Богом и ближними, распространяют вокруг себя свет любви Христовой и мира Божьего, словом и делом удерживают ближних от греха. Поэтому такие люди и нарекутся, то есть назовутся Сынами Божьими, так как продолжают дело мира Иисуса Христа на земле. “Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии” (Рим.8:14).

            Итак, люди нарекутся сынами Божьими и будут блаженными, то есть счастливыми за то, что станут миротворцами, то есть за то, что будут творить мир Христов вокруг себя. А что же представляет собой мир Христов? “Мир оставляю вам, мир Мой даю Вам” (Ин.14:27) – говорит Христос людям. А в другом месте уточняет: “Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир” (Ин.16:33). Этот мир есть “мир Божий, который превыше всякого ума” (Фил.4:7). Мир Христов – это прежде всего выражение любви Божьей, любви небесной, которую распространяет на весь земной мир, на всех людей Иисус Христос. Мир Божий вселяет в души людей кротость, спокойствие и любовь. “Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами” (2Кор.13:11). Мир Божий защищает человека от всякого волнения и страха, освобождает человека от забот, связанных с тем, что есть и что пить, или во что одеться. Во всех обстоятельствах защищает людей от волнения и робости. Ибо ничто “не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе Нашем” (Рим.8:39).

            Святой Григорий Нисский так говорит о мире Божием: “из всего чем люди домогаются наслаждаются в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, друзья. Пусть будут прекрасны сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий. … Пусть все это будет, но не будет мира, что пользы в том? Ты сам рассуди, что за жизнь тех, кто враждуют между собою и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо, один в другом всего гнушается, уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого. И напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему кто предотвращает других от этого постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело Божье, уничтожает в природе человеческой зло. Господь потому и называет миротворца Сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу, делается подражателем Истинному Богу” (Григорий Нисский “Слово о блаженных во Христе” 1842 г.,стр.164).

           Но перед тем, как стать миротворцем, человек должен иметь мир в своей душе, а затем мир Божий распространять на окружающих. Для этого человек должен умиротворить самого себя, то есть достичь такого состояния, чтобы его дух ни кем не возмущался. Для этого человек должен спокойно относиться к лишениям и тягостям жизни, обидам, неудачам, неприятностям, злословию, и ничем не нарушать своего душевного спокойствия и мира своей души. Установив мир Божий в своей душе, человек, ставший миротворцем, должен распространять мир вокруг себя. А для этого нужно подавать пример миролюбия окружающим, мирить враждующих, предотвращать ссоры. А если мы не можем примирить людей, то нужно просить Бога о их примирении. Сам миротворец должен поступать с людьми дружелюбно и жить в мире со всеми людьми.

“Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные ...Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты собирешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:18-21).

           Как видим, мир Христов представляет собой выражение любви Божией, но не освобождает человека от противодействия злу. Ибо “любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10). “Да не подумает кто-либо, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить,” - говорит Святой Григорий Богослов – “ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом”. (“Духовные посевы”, Составитель магистр богословия Г. Дьяченко, издание 4-е, 1900 г., стр. 309).

           Для того, чтобы установить мир Божий в своей душе, а также для того, чтобы победить зло добром и установить добрый мир, соединяющий людей с Богом, миротворцу нужно проявить много настойчивости, твердости душевной и самоотверженности. Сам Иисус Христос говорил о том, что Его учение может вызвать многие потрясения и противостояния среди людей, а от его последователей потребуется твердость духа и преданность вере Христовой. “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; ... и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” (Мф.10:39).

           Таким образом, миротворцем становится такой человек, который своей жизнью и делами свидетельствует о Христе (то есть распространяет учение Христово и следует ему). И взяв крест свой (то есть безропотно терпит трудности жизни, лишения и страдания), отдает свою жизнь за Господа, создавая на земле мир Христов, распространяя любовь небесную и правду жизни.

                        Восьмая Заповедь Блаженства

“Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5,10).

           В этой заповеди говорится о людях, которые в своей жизни во всем живут по правде, придерживаясь справедливости. Под правдой в этой заповеди понимается исполнение Закона Божьего. Правдолюбцы, то есть люди, которые выше всего на свете чтят Слово Божие и исполняют Божий Закон во всем, согласны добровольно переносить лишения, бедствия, страдания и даже быть гонимыми, но не отступать от соблюдения правды, (то есть от Закона Божьего) будут блаженны, счастливы и получат Царство Небесное. Иисус Христос предвидел, что многие Его ученики и последователи из-за того, что они стали приверженцами и распространителями Его Учения, будут подвергаться гонениям, испытают много лишений и страданий. Но тем не менее люди не должны пугаться страданий, так как ничто не может повредить человеку если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Иисус Христос будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, и увенчает его за подвижнический подвиг неувядаемым венцом славы. “Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня” (Ин.15:20-21). Истинные христиане, живущие по Христу (то есть соблюдающие учение Христово), всегда будут преследоваться темными естественными и сверхъестественными силами, также как преследовался Иисус Христос.

           Истинные христиане за правду Христову, которую они исповедуют, и за добрые дела, которые они делают во имя Христово, будут подвергаться преследованиям и страданиям. “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2Тим.3:12). Однако христиан не должны пугать муки и страдания. Так как тот человек, который за правду Христову подвергается гонениям и страдает, будет охраняем и утешаем Христом, как три верных отрока в Вавилоне. “Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2Кор.1:5). То есть, видя наши страдания, Христос воздаст нам за них утешением. И тот, кто станет участником страданий Христовых, тот станет участником победы и славы Христовой. “Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (2Кор.4:17).

          Каждый человек, страдающий во имя Христово, должен помнить слова из Библии о том, что “временые страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим.8:18). Сам Иисус Христос предвидя, что Его последователи будут подвергаться гонениям и страданиям, утешал чад своих, говоря: “Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф.11:30). Поэтому христиане должны воспринимать страдания за Христову правду с радостью, и оказывать прощение гонителям своим и обидчикам, и тем людям, которые причиняют им страдание.

“Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. ... Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (1Петр.4:14-16).

         Согласно христианским представлениям, Богу угоден тот человек, который безвинно, несправедливо страдает за правду Божию. Этот человек будет оберегаем Богом и облагодетельствован. А за свои невинные страдания он получит блаженство, то есть радость. “Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1Петр.2:19-21).

           Почему же за правду люди должны изгоняться? Это происходит потому, что “всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали и будут ненавидеть и гнать” (Иоанн Кронштатский “Беседы о блаженствах”). Непримиримая ненависть существует между Добром и злом, между праведностью и грехом, между светом и тьмой, между истиной и ложью. Ненавидел Каин праведного Авеля, злонравный Исав кроткого своего брата Иакова. Ненавидели злые дети Иакова своего мудрого брата Иосифа и продали тайно его в Египет. Ненавидел Саул кроткого Давида, гнал его и посягал на жизнь его. Ненавидели иудеи пророков Божьих, обличавших беззаконие. Ненавидел сатана, а также саддукеи и фарисеи Иисуса Христа, пришедшего для того, чтобы искупить погибающий мир. А последователи Христа за слово Божие и славу Христову подвергались ужасным гонениям в языческом мире. И несмотря на это, истинные христиане сильны верой в Бога, не отступают от Иисуса Христа не пугаясь гонений. И сейчас все желающие жить благочестиво по учению Христову тоже будут подвергнуты гонениям. Это происходит потому, что человек проявляющий любовь ко Христу, проникающийся святостью Его учения, отнимает у сатаны его подчиненных и этим самым наносит удар по царству тьмы тем, что становится сторонником Христова учения и за это подвергается гонениям, исходящим от злых естественных и сверхъестественных сил. Эти гонения со временем могут видоизменяться, но их источник остается прежний - это царство зла. Каждого человека, который пытается жить в мире и согласии с Богом, силы тьмы хотят искусить и совратить с истинного пути послушания Законам Божьим.

          Однако сторонники и последователи Иисуса Христа с радостью воспринимают гонения и препятствия, и проявляя терпение, преодолевают их, идя по стопам своего Учителя, Иисуса Христа, Который бесконечно сильнее сатаны и Свою силу дает чадам своим. Через гонения и препятствия последователи Христа познают величие Божие и Бог не оставляет их. В Библии о них говорится так: “Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них” (Откр.7:14-15).

                        Девятая Заповедь Блаженства

“Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” (Мф.5:11-12).

           Эти слова следует понимать так. Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства). Со времен своего грехопадения сатана ведет непримиримую борьбу с Добром, Святостью, Светом, с Правдою Христовой, и применяя против Иисуса Христа ложь, злословие, злодеяния, искушения и гонения. Никто из людей не предавался на такое жестокое и незаслуженное поругание и злословие как Иисус Христос. После вознесения Христова борьба против Христа и Его учения продолжается и сейчас. Во все времена и в наше время сатана и его приспешники (как среди духов тьмы, так и среди людей) продолжают злословить имя Христово и его учеников и последователей. Вот об этих унижениях и притеснениях, которым будут подвергаться сторонники учения Христова, Христос и говорит, советуя взять “в пример злострадания и долготерпения” (Иак.5:10) пророков, которые служили Господу и говорили от Его имени.

           Авель, проявивший преданность и благосклонность к Господу, погибает невинно, как мученик. Енох ходил “пред Богом” (Быт.5:24), но люди не желали слушать его. Ной, которого осмеивали как фанатика, поднимающего ложную тревогу, продемонстрировал стойкость и мужество. За правду Христову много притеснений и злословий приняли первые христиане и мученики во время установления христианства и в последующие времена. Но гонения мучеников только способствовали распространению христианства. Так как люди, пораженные подвигом терпения и всепрощения христиан, начинали познавать учение Христово. И в наше время существуют поношения и гонения за веру и правду Христову. Они будут продолжаться до скончания мира, потому что еще не связан сатана, который еще сильнее свирепствует на людей, придерживающихся правой веры и праведной жизни во Христе. Но теперь злой дух чаще всего проявляет свое противодействие не пытками и казнями, а разжиганием неверия или распространением лжерелигиозных учений и сектантства, кощунством, клеветой, разжиганием гордыни, эгоизма, разврата, тщеславия, пробуждением стремления к стяжательству, корысти, богатству, власти, приспособленчеству и карьеризму, нанося удар по философско-религиозной сфере, искушая человека со стороны чувственно-греховных удовольствий и страстей.

“Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верой черни; христианскую сострадательность - слабодушием, милостыню - глупой расточительностью, наружную молитву - лицемерием, услаждение и радость молитвенную - едва не сумасшествием. Напротив широкую разнузданность плоти, распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям - современным прогрессивным” (“Духовные посевы” Составитель протоиерей, магистр богословия Г. Дьяченко, издание 4-е, 1900 г., стр. 315).

         Однако Господь не оставляет людей, страдающих ради Него, а укрепляет их души и стойкость. “Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас” (1Петр.4:14). В ответ на злословия за правду Христову, Христос и предлагает своим приверженцам радоваться и веселиться, так как их ожидает награда великая. “О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною” (1Петр.1,6-8).

          Истинная христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями или наслаждениями. Это высшее религиозное чувство - ни с чем не сравнимая радость в вере. “Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою” (Рим.15:13).

          Радость познания любви Божьей. “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна” (Иоан.15:9-11). Радость христиан неразрывно соединена с духовным страданием. Заблуждаются те, кто думает что радость наступит после страдания. Нет, радость во Христе приходит одновременно со страданием во Христе и выражается в чувстве радости, так как вы достойно “участвуете в Христовых страданиях” (1Петр.4:13). Христианская радость и страдания неразрывно связаны друг с другом, завися друг от друга и сосуществуют неразделимо. Как скорбь по поводу греха появляется с радостью, связанной с тем, что грех можно преодолеть, искупить и получить спасение, так и испытание страданиями вызывают радость по поводу того, что человеку за эти страдания будет даровано великое спасение. Поэтому Апостол Иаков призывает христиан: “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка” (Иак.1:2-4).

         Эту мысль высказывает и Апостол Павел: “Хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим.5:2-5).

         Таким образом, духовная радость христиан это радость мучеников, которая доказывает истинность христианской веры и приверженность учению Христову. За то, что праведник претерпевает поношения, гонения и злословия за Иисуса Христа, его ждет на небесах награда великая. По представлениям христианства праведник на земле лишается всех благ, но терпит поношения и гонения за Христа. За то на небесах праведник получает “нетленную славу, нетленный венец, неоскудевающее сокровище, непрестанное веселье, нескончаемое царство, которое даст Господь” (Полное собрание сочинений прот. Иоанна Сергиева, т.1, стр. 224). Праведник, будучи участником страданий Христовых, будет также участником и Его славы.

           Поэтому в то время, когда люди стремятся к земным благам, Иисус Христос направляет их помыслы на небесное воздаяние. И это воздаяние начинается уже в земной жизни человека. Господь еще Аврааму сказал: “Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика” (Быт.15:1), указывая этими словами на то, что за совершение добрых дел и праведную жизнь Господь всегда помогает людям и заботится о них.

                        Значение Заповедей Блаженства

          Суть и значение Заповедей Блаженства состоит в том, что они раскрывают человеку назначение счастья и указывают в жизни путь, по которому должен идти человек, чтобы достичь счастья. Поэтому эти заповеди и называются заповедями Блаженства, то есть счастья, радости. О том, что называется и является счастьем, существуют многочисленные пояснения и подробные теории во всех философских системах мира и во всех религиозных вероучениях. В панораме философской мысли мира встречаются и взаимоисключающие понятия о счастье. Но в подавляющем большинстве случаев люди мира под счастьем понимают "чувство и состояние высшего удовлетворения” (C.И. Ожегов “Словарь русского языка” изд. 22-е, ст.782).

           В большинстве философско-религиозных систем, счастье это состояние наивысшей радости, блаженства. В девяти заповедях Блаженства раскрывается христианский взгляд на то, что такое счастье. В этих заповедях говорится о том, как понимает счастье Иисус Христос. Если основываться на принципе, что счастье есть удовлетворение наивысшей потребности, то есть заветной цели в жизни человека, то поскольку цели у разных людей различны, то и форма удовлетворения, то есть предметы достижения цели будут различны. Например, один человек под счастьем понимает женитьбу на знаменитой красавице, другой видит счастье в богатстве, третий в приобретении власти или славы. Но в любом случае счастье как философско-психологическая формула представляет собой удовлетворение наивысшей потребности достижения заветной цели, приносящей человеку наивысшую радость, удовлетворение, то есть ярко выраженную положительную эмоцию.

          Но достижение счастья в виде приобретения богатства, власти, славы, здоровья представляет собой быстро проходящие кратковременные явления. Такое счастье и призрачно и не прочно, так как богатый человек может обанкротиться, здоровый, несмотря на соблюдение всех систем и тренировок, дающих здоровье, может внезапно заболеть, властелин может потерять власть и славу и т.д. Христос как бы говорит о том, что такие явления, (к которым стремятся люди и видят в них счастье) как деньги, власть, красота, временны и имеют быстротечный характер. Такое счастье, при достижении которого человек испытывает радость, являются не подлинным, так как дает кратковременное удовлетворение.

         Истинное же счастье должно быть вечным, непреходящим. По учению Иисуса Христа таким счастьем есть Царство Божие. Только тогда человек будет истинно счастлив, когда будет жить в мире с Богом, когда станет членом Царства Божьего. Тогда Господь будет заботиться о таком человеке и будет удовлетворять все его потребности и желания. И такой человек ни в чем не будет знать нужды и будет защищен рукой Господней от бед и страданий. “Бог же силен обогатить вас великой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело”(2Кор.9:8). Путь в Царство Божие начинается уже здесь в земной жизни человека, а продолжается и окончательно завершается на небе в вечности. Счастье в Царстве Божием не имеет конца, оно не временно, как человеческие кратковременные радости, а вечно и совершенно. Его никто не может отнять или украсть у человека, оно не зависит от случайностей. Такое счастье, по учению Иисуса Христа, есть Вечное Блаженство, Совершеннейшее Благо, воплощение Добра Красоты и Вечной Любви.

           Итак, истинное счастье это соединение человека с Богом, когда в душе человека живет Господь. А достижение такого счастья это исполнение Законов Божиих, выражающихся в совершении добрых дел, то есть жизнь человека в помыслах и поступках, подчиненных учению Иисуса Христа. Ибо “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5). Согласно христианским представлениям, основы духовной жизни человека ясно и кратко изложены в девяти Заповедях Блаженства. Эти заповеди являются четким руководством для человека, который идет по пути спасения.

         В Святом Евангелии ясно сказано, что только тот человек сможет войти в Царство Божие, который исполняет учение Христа, в том числе соблюдая девять Заповедей Блаженства. “Не всякий, говорящий Мне: “Господи, Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф.7:21). “Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?” (Лука 6:46).

Поэтому к Заповедям Блаженства православные христиане относятся с большим почтением. На протяжении всего христианства эти заповеди старательно пояснялись различными конфессиями и церквями. В Православной Церкви на литургии эти заповеди поются в тот момент, когда Святое Евангелие торжественно вносят в алтарь, что обозначает Святость этих заповедей, как и самого учения Христова.

             Соотношение Ветхого и Нового Заветов

Заповеди Блаженств не исчерпывают всей полноты Нагорной проповеди Спасителя, занимающей совершенно особое место в евангельском повествовании. В этой проповеди Господь формулирует основы Своего нравственного учения.

Два евангелиста подробно излагают Нагорную проповедь: ее можно найти в Евангелии от Матфея (Главы 5–8) и в Евангелии от Луки (Глава 6).

Известно, что Слово Спасителя воспринималось слушателями как нечто новое, небывалое доселе. Поражали непривычные мысли и та сила, которую Господь вкладывал в Свои слова. Однако Сам Спаситель вовсе не характеризовал Свое учение как явление принципиально новое, но, напротив, подчеркивал его связь с ветхозаветным учением:

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5. 17–18).

Десять заповедей, которые Бог дал Моисею на Синайской горе, являли собой необходимый минимум, исполнение которого позволяло человеку сохранять свое человеческое лицо и достоинство, строя отношения с другими людьми на основе нравственной нормы. Иисус Христос не отрекается от ветхозаветных установлений, не подвергает их ревизии или сомнению. В Своей проповеди Он обращается к нравственным нормам Ветхого Завета, при этом расставляя совершенно новые акценты. Он выделяет именно те элементы ветхозаветного нравственного учения, которые тогдашним иудейским обществом были либо преданы забвению, либо просто игнорировались. Именно этим определялась поражавшая слушателей непривычность и неожиданность слов Христовых. И доныне Нагорная проповедь воспринимается как непреходящая новизна, как величайшее Откровение о человеке и мире, принесенное Господом и Спасителем нашим.

Итак, Спаситель пришел не отменить Ветхий закон, прежде полученный через Моисея, но исполнить его в Истине, обновить его, раскрыть его сокровенный смысл. В отличие от философов, учителей или идеологов всех времен, Господь не призывает Своих последователей отказаться от прежних верований и предать забвению старые истины. Напротив, обращаясь к убежденным приверженцам отеческих преданий, Он подчеркивает целостность и преемственность Ветхого и Нового Заветов. Поэтому христианство и называется религией двух Заветов. Христианин взирает на Ветхий Завет, умудренный и просвещенный спасительным ведением Нового Завета. Моисеев закон понимается им как приуготовление людей к полноте Откровения, принесенного человечеству Спасителем, “ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (Ин. 1. 17).

          Оба Завета суть единое Божественное Откровение, указывающее людям путь ко спасению. Подобный взгляд на соотношение двух Заветов оспаривался уже с конца I века, когда появились еретические секты эбионитов   (иудействующих), или, как их позже стали называть, субботников. Они отказывались рассматривать Ветхий Завет с позиций Нового Завета, отдавая в своем религиозном мышлении приоритет нормам Ветхого Завета. Церковь осудила этих еретиков и отвергла их учение. В России секты иудействующих появились в XV веке и затем вновь возникли в XIX веке, продолжая существовать доныне.

Противоположная крайность связана с отказом христиан признавать авторитет Ветхого Завета, воспринимаемого как узкое национально-религиозное явление, имеющее ценность только для древнеиудейской культуры. Эти положения лежали в основе учения ересиарха II века Маркиона, неправомыслие которого по этому вопросу подверглось осуждению святых отцов, ибо Ветхий и Новый Завет составляют единство и целостность Божественного Откровения. Эта догматическая истина нашла прекрасное выражение в богослужении Православной Церкви, использующей тексты как Ветхого, так и Нового Заветов.

Обращаясь к слушателям Нагорной проповеди, Господь говорит: “Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…” (Мф. 5. 21–22).

Вот узел, связующий два Завета. Господь ведь не отрицает справедливости закона, данного древним иудеям через Моисея. Но как высоко поднимает Он уровень нравственных требований к человеку! Там суду должен был быть предан убийца, а здесь суду подлежит уже тот, кто напрасно гневается на своего ближнего. И это не случайно, ибо гнев и злоба являются теми чувствами, которые, не будучи остановлены, могут привести к самым страшным поступкам, включая убийство. Нравственные требования Нового Завета не только во многом превышают аналогичные требования Завета Ветхого, но и направлены на формирование того особого состояния человеческого духа, которое исключает совершение греха.

Далее Господь говорит: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5. 27–28).

Там — призыв воздерживаться от фактического прелюбодеяния, от совершения супружеской измены, а здесь грехом почитается одна только мысль о прелюбодеянии, одно только вожделение. Можно ожидать, что это положение Новозаветной этики способно вызвать неприятие и несогласие современного человека, взращенного на идеях нравственного релятивизма и вседозволенности, утверждаемых массовой псевдокультурой, включая рекламу, нередко эксплуатирующую половой инстинкт. Но Господь учит, что сама мысль о грехе, само желание или допущение возможности греха уже суть грех. Развивая это положение, великие аскеты и отцы Церкви позднее разработали собственную стратегию сопротивления греху, которая включает как бы несколько рубежей обороны. Первый из них проходит на уровне нашего сознания, где берут начало греховные вожделения. И если здесь мы в состоянии оказать сопротивление греху, критически оценив свои стремления, то можем одержать победу над ними на самом передовом рубеже этой обороны, являющемся и самым легким.

Но если нам не удастся остановить здесь одолевающие нас греховные мысли, они неизбежно превратятся в желания. А от желания до поступка дистанция куда меньше, чем от мысли до поступка. Так вторым рубежом нашей обороны становится сопротивление греховным желаниям на уровне человеческой воли. Она должна быть направлена на организацию усилий, ограждающих нас от греха.

Есть и последний рубеж обороны, который, впрочем, почти всегда можно рассматривать как проигранный. Ибо невероятно трудно одержать победу над грехом в тот момент, когда человек уже действует. Для этого необходима исключительная сила воли. Вот почему Господь говорит, что прелюбодеяние, совершаемое мысленно, в воображении, уже греховно. Мы видим, что целью христианства является вовсе не стремление заковать людей в броню воздержания, аскезы и подвига, но помочь им противоборствовать греху на той стадии, когда таковое противоборство еще оставляет реальный шанс на победу.

Господь не только задает высочайшие нравственные нормы и формулирует идеалы жизни, но, что не менее важно, научает, каким образом, преодолевая грех, соответствовать этим нормам и достигать этих идеалов.