Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Романова

 

20 октября 1864 года в замке Кранихштайн около Дармштадта в семье будущего герцога Людвига IV и его супруги Алисы родилась вторая дочь Елисавета. Элла воспитывалась в традициях старой Англии. Алиса приучала детей к простоте, трудолюбию и милосердию. Девочка получила всестороннее образование, она прекрасно рисовала, пела и играла на фортепиано, занималась спортом, умела шить, вышивать, вязать. Но самое главное, что стремилась привить детям Алиса, - любовь к ближним, особенно страждущим. С ранних лет Элла ездила с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, и ее чуткое сердце не могло оставаться равнодушным к чужому горю. Ей самой очень рано пришлось вкусить горечь страданий. Когда Елисавете было 8 лет, насмерть разбился ее трехлетний брат Фридрих, через пять лет от дифтерии умерла четырехлетняя сестра Мария, а вскоре девочка потеряла мать. Так начался крестный путь Эллы, которая, забыв себя, всеми силами старалась поддержать отца, брата и сестер.

Еще в детстве Элла познакомилась с Великим Князем Сергеем Александровичем, сыном Императора Александра III. Их связали общие интересы в искусстве и музыке.  Кроме того, принцесса уже тогда ощущала трудно объяснимое влечение к России. На двадцатом году жизни она стала невестой Великого Князя, однако, по взаимному согласию, их брак был духовным.

3 июня 1884 года гессенская принцесса Элла стала Великой Княгиней Елисаветой Федоровной. Под мудрым руководством мужа Елисавета Федоровна постигала высокие истины Православия,  которое с каждым днем становилось все ближе ее христианскому сердцу. В октябре 1888 года князь с супругой прибыл в Палестину. Потрясенная красотой и благолепием храма на Елеонской горе, княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь!» Этой мечте Елисаветы Федоровны суждено было сбыться.

Там, на Святой  Земле, Великая Княгиня после долгих душевных мук приняла, наконец, решение перейти в Православие. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, было совершено таинство миропомазания Великой Княгини Елисаветы Федоровны.

 

Сергей Александрович был назначен генерал – губернатором Москвы. Первая леди столицы должна была исполнять множество обязанностей – шли постоянные приемы, концерты, балы. Но светская жизнь имела для Елисаветы Федоровны второстепенное значение. Главное дело, которая посвятила она всю свою жизнь – служение бедным и страждущим. Во время русско-японской войны Елисавета Федоровна организовала помощь фронту, устроила госпиталь для раненных, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот, погибших на фронте. Она искренне полюбила наш народ и стала верной дочерью своей новой Родины.

5 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Елисавета Федоровна, стоя на коленях в снегу, своими руками собрала на носилки, разбросанные взрывом куски тела горячо любимого мужа. На третий день после его смерти она поехала в тюрьму к убийце. Уходя, она оставила Евангелие и иконку.

После кончины супруга Елисавета Федоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Все свои драгоценности она разделила на три части: часть отдала казне, часть – родственникам, а остальное употребила на строительство обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елисавета Федоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. Сестры обители, посвященной святым женам мироносицам Марфе и Марии, исполняли на деле две самые большие заповеди – любви к Богу и к ближнему. Каждый нуждающийся мог прийти сюда за помощью и получить духовное и физическое исцеление. 2 апреля 1910 года Великая Княгиня Елисавета принимает монашеский постриг в церкви святых сестер Марфы и Марии. Сохранение ее прежнего имени стало подтверждением истинно христианской жизни княгини.

После революции жизнь Великой Княгини резко изменилась. В конце мая 1918 года большевики перевезли ее в Алапаевск. Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении в школе на окраине Алапаевска. Конец был близок. Матушка готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве...

Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили им идти на свободу. Крестовая сестра Марфо – Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5(18) июля, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Их подводили по одному к провалу шахты, били сзади обухом топора по голове и сбрасывали вниз. Жертвы разбивались, падая с большой высоты, ударяясь при падении о старые крепежные бревна, которыми была забита шахта.

Сопротивлялся убийцам только Великий Князь Сергей Михайлович, - его застрелили. Другие были сброшены в шахту живыми; палачи поняли это, когда до них донеслись стоны мучеников. Убийцы забросали шахту гранатами. Они продолжали жить, вернее, мучительно умирать от ран, голода и жажды еще несколько дней…

Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она повторяла молитву, произнесенную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

Елисавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой и неразорвавшиеся гранаты. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и раню.

Но недолго покоились здесь их тела. Красная армия наступала, и необходимо было перевезти их в более безопасное место. Занялся этим отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархии, друг и духовник Великой Княгини.

Игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. 1(14)  июля 1919 года восемь алапаевских гробов направились к Чите.

 

 В Чите гробы привезли в Покровский женский монастырь, где монахини обмыли тела мучеников и облачили Великую Княгиню и инокиню Варвару в монашеские одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли доски пола в одной из келий, выкопали там могилу и поставили все восемь гробов, засыпав их небольшим слоем земли. В этой келье остался жить и охранять тела страдальцев сам о. Серафим.

В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев. Но Красная армия снова наступала, и останки новомучеников необходимо было увозить уже за пределы России. 26 февраля(11 марта) начался этот путь. Наступило лето, из щелей гробов постоянно сочилась жидкость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд останавливался, сопровождавшие собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость, вытекавшая из гроба Великой Княгини, как вспоминает о. Серафим, благоухала,  они бережно собирали ее как святыню в бутылочку.

Когда состав прибыл в Харбин, тела всех алапаевских страдальцев были в состоянии полного разложения, кроме тел Великой Княгини и инокини Варвары.

Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

В 1992 году Архиерейский Собор причислил к лику святых новомучеников Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 5(18) июля.