- Исагогика
- Том 1. Введение. Священная письменность до эпохи пророков-писателей
- От составителя
- Раздел I Введение
- Раздел II Пятикнижие
- Пролог книги Бытия (Быт 1-11)
- §17 Учение о творении в Шестодневе (Быт 1)
- Приложение к §17
- §18 Создание человека согласно 2 гл. кн. Бытия
- Приложение к §18
- §19 Начало греха и его распространение (Быт 3-11)
- Приложение к §19
- Авраам. Патриархи (Бытие 11–50) XIX–XVII вв. до Р.Х
- §2 Святая земля. Происхождение Авраама (Быт 11,16–26)
- Приложение к §20
- §21 Авраам — «отец верующих» (Быт 12–25)
- Приложение к §21
- §22 Патриарх Иаков. сыны израилевы (Быт 25,19–50; 26)
- Приложение к §22
- МОИСЕЙ (XIII век до Р.Х.)
- Раздел III Исторические и Учительные Книги (до эпохи пророков-писателей)
- Эпоха Иисуса Навина и судей, около 1200–1040 годов до Р.Х
- §26 Борьба за землю обетованную. Книга Иисуса Навина
- Приложение: народы, населявшие Ханаан в XIII веке
- §27 Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей
- §28 Пророк Самуил и основание монархии (1 цар 1-15)
- Единая монархия и ее распад 1000-910 годы до Р.Х
- §29 Царь Давид. Истоки мессианизма (1Цар 16–31; 2Цар)
- Приложение: Новооткрытый текст 151 псалма
- §3 Соломон. Храм Иерусалимский (3 Цар 1-11; 2 Пар 1–9). Кн. Паралипоменон. Кн. Притчей
- Приложение: Некоторые параллели между Книгой Притчей и египетской мудростью
- §31 Распад израильской империи (3Цар 12–14; 2Цар 10–12)
- Борьба с двоеверием. Пророки Илия и Елисей 931–800 годы до Р.Х
- Приложения к 1 тому
- 1. Краткая библиография
- 2. Именной указатель библеистов-ветхозаветников
- 3. Словарь терминов
- 4. Схема Св. Истории, согласно гипотезе 4-х традиций
- 5. Хронология
- Том 2. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма Раздел I Эпоха Пророков-писателей
- Пророческие и Исторические книги до Плена Вавилонского VIII–VI века до Р.Х
- §1 Пророческие книги. Сущность профетизма[25]
- §2 Амос — пророк суда Божия (ок. 850 года)
- §3 Осия — пророк требовательной любви Божией (ок. 740–730 годов)
- §4 Исайя — пророк святости и мессианства (ок. 765–685 годов)
- Приложение: Легенда о мученической кончине пр. Исайи
- §5 Пророк Исайя (продолжение)
- Приложение: Гибель Северного царства (4 Цар 17) и реформы Езекии
- §6 Обличение ложного взгляда на Завет. Пророки Михей и Софония (VIII–VII века)
- §7 РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628–609 годы)
- §8 Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)
- §9 Пророк Иезекииль: начало служения (597–590 годы)
- §10 Падение иерусалима (587). Пророчество Иеремии о Новом Завете
- §11 Плен Вавилонский. Книга Плач. Пророк Авдий (580–575 годы)
- §12 Пророчество Иезекииля о Новом Иерусалиме (ок. 573 года)
- ПСАЛТИРЬ
- Раздел II Священная письменность времен Плена и Второго Храма
- Плен и освобождение VI–V века до Р.Х
- §15 Второисайя — «ветхозаветный евангелист» (VI век до Р.Х.)
- Приложение: Из манифеста царя Кира о взятии Вавилона
- §16 Второисайя (продолжение)
- §17 Конец Плена. Пророки времен построения Второго Храма (538–515 года)
- §18 Религиозный кризис V века. Пророк Малахия. Книга Ионы (515–445 годы)
- Приложение: «Иона» XIX века
- §19 Реформы Ездры и Неемии. Книга Руфь (середина V века)
- Учительные, или дидактические книги V–IV века до Р.Х
- §20 Книга Песни Песней
- §21 Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей)
- §22 Книга Иова
- Приложение: Из вавилонской поэмы о невинном страдальце
- §23 Книга Екклесиаста
- §24 Книги Товита и Есфири
- §25 Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 190 года)
- Апокалиптические писания и борьба за веру IV–II века до Р.Х
- §26 Первые апокалиптики. Благовестие о воскресении (IV век до Р.Х.)
- §27 Эллинизация. Послание Иеремии. Книга Варуха. 1–2 Маккавейские книги. Гонение Антиоха IV
- §28 Книга Пророка Даниила (60-е годы II века)
- Приложение к §28
- §29 Хасмонеи. Апокрифы и неканонические книги (II–I века)
- Приложение: Из Книги Еноха
- На рубеже двух Заветов II–I века до Р.Х
- Приложения ко 2 тому
- 1. Краткая библиография
- 2. Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету
- 3. Словарь терминов
- 4. Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета
- 5. Хронология
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
3. Словарь терминов
АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение) — общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан, Иоиль, Откр, частично Ис, Иез, из апокрифов Енох, Апок. Варуха и др.).
БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. — «анавим», или «эбион», множ. — «эбионим») — слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, уповает на Бога.
БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат Элог`им») — термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям.
БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим.
ВЕРА (евр. «эмун`а») — слово, означающее в Библии не просто уверенность в бытии Божием, но полное доверие к Создателю.
ВУЛЬГАТА (лат.) — латинский перевод Библии, осуществленный блаженным Иеронимом (IV в.).
ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Ягве) — в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков — день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство.
ДОМ (евр. «байт») — этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. «Слава»).
ДУХ (евр. «руах») — слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире.
ЗАВЕТ (евр. «брит» — договор, союз). Этим термином обозначается главный принцип библейской религии, построенной на богочеловеческой основе: Союз Творца и твари является идеалом истинной веры (см. Обетование).
КУМРАН — местность на побережье Мертвого моря, где были найдены рукописи иудейской секты ессеев (135 до Р.Х. — 68 г. по Р.Х.). Перевод части текстов имеется на русском языке.
МЕССИЯ (евр. «маш`иах», греч. «христос») — помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и гл. образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в ВЗ и явился миру в НЗ в лице Иисуса Христа.
МИР (евр. «шал`ом») — в узком смысле слова — прекращение войн; в широком смысле — эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие.
МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ (евр. «хокм`а») — умение жить согласно разуму и Закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась божественной Ипостасью — М. Ягве. М. называется также особый род библейской литературы (Притч, Кн. Иова, Еккл).
ОБЕТОВАНИЕ — обещание Божие. То, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь Правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление.
ОСТАТОК (евр. «ше`ар») — избранная часть народа Божия, которая остается верной Завету (ср. Бедные).
ОТРАСЛЬ (евр. «Цем`а», «Нец`ер») — синоним Мессии (см.). После того, как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег.
ПАРЕМИЯ (греч. притча) — богослужебное чтение из книг ВЗ.
ПРЕИСПОДНЯЯ (евр. «ше`ол») — место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. Кур), пребывают тени умерших. Из Преисподней нет возврата, и обитатели ее ведут полубессознательное существование. До III–II вв. до Р.Х. евреи разделяли это воззрение, но в III–II вв. ветхозаветный человек получил откровение о грядущем воскресении мертвых.
ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию.
ПЛОТЬ (евр. «бас`ар») — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека.
СВЯТОСТЬ (евр. «кад`ош») — слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей.
СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II вв. до Р.Х.
СЛАВА (евр. «кав`од») — видимые знаки Теофании (см.).
СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении.
ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства.
ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова.
ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево.
ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания).
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан, часть Ис, Иоиль, часть Зах, части Евангелий и Откровение.