- Исагогика
- Том 1. Введение. Священная письменность до эпохи пророков-писателей
- От составителя
- Раздел I Введение
- Раздел II Пятикнижие
- Пролог книги Бытия (Быт 1-11)
- §17 Учение о творении в Шестодневе (Быт 1)
- Приложение к §17
- §18 Создание человека согласно 2 гл. кн. Бытия
- Приложение к §18
- §19 Начало греха и его распространение (Быт 3-11)
- Приложение к §19
- Авраам. Патриархи (Бытие 11–50) XIX–XVII вв. до Р.Х
- §2 Святая земля. Происхождение Авраама (Быт 11,16–26)
- Приложение к §20
- §21 Авраам — «отец верующих» (Быт 12–25)
- Приложение к §21
- §22 Патриарх Иаков. сыны израилевы (Быт 25,19–50; 26)
- Приложение к §22
- МОИСЕЙ (XIII век до Р.Х.)
- Раздел III Исторические и Учительные Книги (до эпохи пророков-писателей)
- Эпоха Иисуса Навина и судей, около 1200–1040 годов до Р.Х
- §26 Борьба за землю обетованную. Книга Иисуса Навина
- Приложение: народы, населявшие Ханаан в XIII веке
- §27 Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей
- §28 Пророк Самуил и основание монархии (1 цар 1-15)
- Единая монархия и ее распад 1000-910 годы до Р.Х
- §29 Царь Давид. Истоки мессианизма (1Цар 16–31; 2Цар)
- Приложение: Новооткрытый текст 151 псалма
- §3 Соломон. Храм Иерусалимский (3 Цар 1-11; 2 Пар 1–9). Кн. Паралипоменон. Кн. Притчей
- Приложение: Некоторые параллели между Книгой Притчей и египетской мудростью
- §31 Распад израильской империи (3Цар 12–14; 2Цар 10–12)
- Борьба с двоеверием. Пророки Илия и Елисей 931–800 годы до Р.Х
- Приложения к 1 тому
- 1. Краткая библиография
- 2. Именной указатель библеистов-ветхозаветников
- 3. Словарь терминов
- 4. Схема Св. Истории, согласно гипотезе 4-х традиций
- 5. Хронология
- Том 2. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма Раздел I Эпоха Пророков-писателей
- Пророческие и Исторические книги до Плена Вавилонского VIII–VI века до Р.Х
- §1 Пророческие книги. Сущность профетизма[25]
- §2 Амос — пророк суда Божия (ок. 850 года)
- §3 Осия — пророк требовательной любви Божией (ок. 740–730 годов)
- §4 Исайя — пророк святости и мессианства (ок. 765–685 годов)
- Приложение: Легенда о мученической кончине пр. Исайи
- §5 Пророк Исайя (продолжение)
- Приложение: Гибель Северного царства (4 Цар 17) и реформы Езекии
- §6 Обличение ложного взгляда на Завет. Пророки Михей и Софония (VIII–VII века)
- §7 РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628–609 годы)
- §8 Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)
- §9 Пророк Иезекииль: начало служения (597–590 годы)
- §10 Падение иерусалима (587). Пророчество Иеремии о Новом Завете
- §11 Плен Вавилонский. Книга Плач. Пророк Авдий (580–575 годы)
- §12 Пророчество Иезекииля о Новом Иерусалиме (ок. 573 года)
- ПСАЛТИРЬ
- Раздел II Священная письменность времен Плена и Второго Храма
- Плен и освобождение VI–V века до Р.Х
- §15 Второисайя — «ветхозаветный евангелист» (VI век до Р.Х.)
- Приложение: Из манифеста царя Кира о взятии Вавилона
- §16 Второисайя (продолжение)
- §17 Конец Плена. Пророки времен построения Второго Храма (538–515 года)
- §18 Религиозный кризис V века. Пророк Малахия. Книга Ионы (515–445 годы)
- Приложение: «Иона» XIX века
- §19 Реформы Ездры и Неемии. Книга Руфь (середина V века)
- Учительные, или дидактические книги V–IV века до Р.Х
- §20 Книга Песни Песней
- §21 Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей)
- §22 Книга Иова
- Приложение: Из вавилонской поэмы о невинном страдальце
- §23 Книга Екклесиаста
- §24 Книги Товита и Есфири
- §25 Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 190 года)
- Апокалиптические писания и борьба за веру IV–II века до Р.Х
- §26 Первые апокалиптики. Благовестие о воскресении (IV век до Р.Х.)
- §27 Эллинизация. Послание Иеремии. Книга Варуха. 1–2 Маккавейские книги. Гонение Антиоха IV
- §28 Книга Пророка Даниила (60-е годы II века)
- Приложение к §28
- §29 Хасмонеи. Апокрифы и неканонические книги (II–I века)
- Приложение: Из Книги Еноха
- На рубеже двух Заветов II–I века до Р.Х
- Приложения ко 2 тому
- 1. Краткая библиография
- 2. Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету
- 3. Словарь терминов
- 4. Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета
- 5. Хронология
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
От составителя
Познание Слова Божия, запечатленного в Священном Писании, есть важнейшая сторона христианской жизни и богословия. Труды Отцов Церкви и православных подвижников создали на протяжении веков обширный духовный комментарий к Библии, который был тесно связан с повседневным деланием христианина, его религиозно-нравственным бытием в мире. Ежедневно звучащее в православных храмах Слово Жизни Вечной дает верующим «указание пути в Царство Божие» (свт. Иннокентий Московский).
Обращаясь к воспитанникам духовной школы, Святейший Патриарх Пимен говорил: «Горячо желаю вам направить все свои силы на усвоение преподаваемых в семинарии наук, и особенно Священного Писания, которое является первоисточником богословского образования (разд. А. М.). Помните, что без знания Библии и без усвоения ее духа пастырское душепопечение не может иметь силы. Поэтому чтение Библии и размышление над ней сделайте правилом всей своей жизни. И тогда эта Святая Книга будет открывать пастырю все нужное для утверждения нашей веры и для христианского воспитания пасомых» (Пимен, Патриарх Московский и Всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. М., 1977, с.375). Эти слова Первосвятителя должны быть положены в основу нашего изучения Библии.
Подобно церковной историографии, литургике, канонике и другим богословским дисциплинам, библеистика со времен Оригена и бл. Иеронима широко пользуется вспомогательными данными различных отраслей знания: археологии, филологии, древнего источниковедения. Но до того, как был заново открыт мир Древнего Востока, на фоне которого протекала священная история, этот научный комментарий к Библии опирался на довольно скудный объем материалов. За последние полтора века многочисленные находки памятников Востока и расшифровка древних текстов внесли немалый вклад в решение исторических, текстуальных и исагогических проблем, важных для понимания и толкования Ветхого Завета. В частности, был пролит новый свет на датировку и авторство отдельных частей и книг Писания. Это, разумеется, не касалось самой боговдохновенности канонического текста, вера в которую не зависит от тех или иных научных выводов.
Протестанты-фундаменталисты и богословы Римско-Католической церкви сначала отнеслись отрицательно к использованию методов историко-критической экзегезы. В посланиях папской Библейской комиссии первых лет нашего века была предпринята попытка отстоять исагогику в том виде, как она существовала до XVIII столетия.
В Русской Православной библеистике вопрос этот рассматривался, но единого общецерковного суждения предложено не было. Однако ряд выдающихся православных историков и богословов осуществил рецепцию историко-критических методов и выводов. Среди них — проф. С. Н. Трубецкой, проф. Московской Духовной Академии И. Д. Андреев, проф. Киевской Духовной Академии Н. М. Дроздов, А. Ельчанинов (впоследствии священник), который в сотрудничестве со свящ. П. Флоренским создал краткий курс истории религии, в которой тема Св. Писания была изложена под углом зрения новых достижений библеистов.
Ведущее место в этих исследованиях принадлежит академику Борису Александровичу Тураеву (1868–1920). Тураев был блестящим представителем отечественной церковно-исторической науки. Он читал лекции в духовной школе, сотрудничал в журнале «Богословский вестник», состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. За свою недолгую жизнь Тураев приобрел репутацию ученого с мировым именем, сочетавшего глубокую преданность Православию с подлинно-научным подходом к изучаемым вопросам. В его наследие входит двести книг и статей (не считая четырехсот заметок в периодической печати).
Востоковед, филолог, историк Церкви, Тураев особенно много сделал для изучения коптского и эфиопского христианства. Итогом его работ явилась двухтомная «История Древнего Востока»[1]. В этой книге Тураев посвятил несколько разделов ветхозаветной тематике. Используя результаты тогдашней библейской науки, он далеко опередил католических экзегетов, которые были связаны решениями Библейской комиссии. Только через 23 года после смерти Б. А. Тураева в Риме вышла энциклика «Дивину аффланте Спириту» (Божественное вдохновение Духа), открывшая путь библеистам и богословам для усвоения и применения выводов ветхозаветной науки.
Традицию, идущую от Б. А. Тураева, продолжил богослов Русской Православной Церкви Борис Иванович Сове, который сформулировал принципы этой традиции на I Конгрессе православных богословов в Афинах (1936). В том же направлении работали и другие русские библеисты (проф. А. В. Карташев, протопресвитер А. Князев). Их установки нашли положительный отклик и у библеистов Элладской Православной Церкви.
В настоящее время указанные выводы и методы получили права гражданства и в католическом богословии: причем не только в специальных трудах, но и в семинарских курсах, в катехизической и популярной литературе.
Нужно, однако, отметить, что западные авторы, уделяя много места научно-исторической стороне библеистики, нередко делают это в ущерб духовно-богословскому пониманию Слова Божия. Задача православной науки о Священном Писании состоит в органическом соединении историко-критического подхода с подходом к Библии как Божественному Откровению.
В силу различных причин этот двуединый метод, впервые примененный Б. А. Тураевым и другими православными исследователями, не получил еще должного развития в отечественной библеистике. Поэтому учебные руководства, составленные для духовных школ, построены без достаточного учета традиции, идущей от Б. А. Тураева.
Предлагаемый краткий курс преследует цель хотя бы отчасти восполнить этот пробел и тем самым воздать должное «первопроходцам русской библейской критики». Археологическое открытия, сделанные уже после смерти Тураева, в принципе не ослабили ценности его концепций; они сохраняют актуальность и сегодня.
Библейские руководства пишутся обычно в двух вариантах. Один — содержит последовательный анализ каждой св. книги, в том порядке, как они расположены в Писании. На русском языке последний по времени образчик такого метода изложения — переводной труд аббата Фульхрана Вигуру (1880; русск. незавершенный перевод: М., 1916). Другой способ изложения полагает в основу священную историю как канву для изучения библейских книг. В данной работе предпочтение отдано второму методу, т. к. он с большей наглядностью показывает действие Промысла в Домостроительстве нашего спасения.