- Святитель Феофан Затворник Болезнь и Смерть
- Предисловие
- Глава 1. Болезнь
- 1. О болезни
- Болезнь — дело Божией Премудрости
- Болезнь
- Болезнь и память смертная
- Мысли во время болезни
- В дни недуга
- О болезни и образе жизни
- Душевое настроение больного чахоткою
- О холере
- Служение больному — служение Христу
- Уход за больными — угодное Богу
- У постели выздоравливающей
- Мысли по выздоровлении
- Молитвенное обновление по выздоровлении
- 2. Болезни во спасение
- 3. Болезнь учит смирению
- О терпении недуга
- В болезнях грешно роптать
- Терпящий недуги и скорби уподобляется в подвиге мученикам
- Болезнь учит смирению
- Болезни — училище смирения
- Духовное делание во дни недуга
- Скорби — знак Божией любви
- 4. Молитва во время болезни
- Молитва во время болезни
- Молитва об избавлении от болезни
- Молитва о болящей
- Во время болезни довольно домашней молитвы
- Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу
- Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу
- О соборовании
- 5. Пост во время болезни
- 6. Лечение
- Глава 2. Смерть
- 1. Приготовление к смерти
- Память смертная и ея плоды
- Смертный час
- Перед смертью
- Приготовление к смерти
- Душа при близости смерти
- Разлучение души от тела
- Надо готовиться к загробному суду
- Предсмертная молитва
- Мысли перед смертью
- Наставление недугующему
- Напутствие пред смертью
- 2. Смерть во славу Божию
- Смерть во славу Божию
- О скоропостижной кончине христианки
- Отзыв святителя Феофана о схимонахине Магдалине через 8 лет после смерти
- 3. Душа после смерти
- Память смертная
- Загробная доля умерших
- Общение с умершими
- Загробная участь христианки
- Состояние людей по преставлении тела
- Крест загробный
- Первая загробная встреча
- 4. Поминовение усопших
- Об усопших
- О загробном предвозвещении смерти
- Горесть об умерших
- Поминовение умерших
- Смерть при кораблекрушении — смерть равномученическая
- Молитва при смерти брата
- Сила посмертного поминовения по заказу
- Как поминать умерших в сектанстве?
- 5. Страшный суд
5. Страшный суд
Смерть и суд
Время коротко. Час — другой — и смерть. Подавай отчет! И нельзя сказать, что записи забыл держать: ибо все дела уже там. Нас ждут для прочтения и рукоприкладства… что все, так, и возражений или оправданий нет. Тотчас — сверят с законом и приговор… Когда бы на столько лет?! Но там лета безлетныя. Горе нам! А сокрушаться нет охоты! И грех–то бросить не желаем… Как же это быть?! Буди воля Твоя, Господи, имиже веси судьбами спаси мя.
Будьте здоровы и веселы. Ваш богомолец
Е. Феофан.
1 декабря 1874 г.
(№ 1463 письмо 779 вып. 5 стр. 12)
Страшный Суд
Предсказания уж сколько раз бывали, — что вот–вот конец лета. И все невпопад. — Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет второе пришествие, то несомненно. И то несомненно, что оно будет внезапно, — при всех предзнаменованиях великих. Остается нам только ожидать непрестанно Господа, и готовиться к сретению, не гадая о времени.
(№ 1495 письмо 1299 вып. 8 стр. 122)
* * *
Помоги Господи год наставший провести в страхе Божием. — Не к тому ли и сон ваш?! Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Господу, то тотчас устранить и если нужно, очистить покаянием. Тогда, положась на милость во всем Божию, останется только благодушествовать. Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была.
1 января 1873 г.
(№ 1496 письмо 392 вып. 3 стр. 169)
Чем оправдаться на Страшном Суде?
«Не имеете, чем оправдаться на суде… дел нет». Делами оправдаться нечего и думать. Оправдание всецело идет от всех в силу крестной смерти Господа. Но есть побочности, кои тоже стоят как условия… и хотя в совершенстве мы их представить не можем, но можем искренно желать их и искать, — некий успех представить… посильный, но в меру всей нашей силы… Варваре Александровне я задал задачу — решить, в чем состоит «добрый ответ» на судище Христовом, о коем молимся в просительной эктении… и написать ответ. Вот вам то же пришлось написать. Буду ждать ответа. Но Варваре Александровне я приписал: хоть целый век не решит… пусть… только бы каждый день и час думала о сем.
А вам что написать? Вы «решите — тотчас и напишете».
(№ 1499 письмо 1031 вып. 6 стр. 43)
Геена
Как св. отец благодарен за геену?! — По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геене. Если и зная, что есть геена, мы так безпечно грешим, что бы было, если б не знали о том? — Теперь все же иной грешит — грешит, — и призадумается.
(№ 1496 письмо 1342 вып. 8 стр. 123)
Кладбище
Кладбище! Что за нужда о нем хлопотать? Где ни похоронят все одно. Душе же какая помощь от места похоронения тела?..
Помните сказание, что из церкви то выходили… Ну вот! Коли что неладно в душе, не сдобрить того похоронами.
3 марта 1881 г.
(№ 1490 письмо 433 вып. З стр. 170)