- Святитель Феофан Затворник Болезнь и Смерть
- Предисловие
- Глава 1. Болезнь
- 1. О болезни
- Болезнь — дело Божией Премудрости
- Болезнь
- Болезнь и память смертная
- Мысли во время болезни
- В дни недуга
- О болезни и образе жизни
- Душевое настроение больного чахоткою
- О холере
- Служение больному — служение Христу
- Уход за больными — угодное Богу
- У постели выздоравливающей
- Мысли по выздоровлении
- Молитвенное обновление по выздоровлении
- 2. Болезни во спасение
- 3. Болезнь учит смирению
- О терпении недуга
- В болезнях грешно роптать
- Терпящий недуги и скорби уподобляется в подвиге мученикам
- Болезнь учит смирению
- Болезни — училище смирения
- Духовное делание во дни недуга
- Скорби — знак Божией любви
- 4. Молитва во время болезни
- Молитва во время болезни
- Молитва об избавлении от болезни
- Молитва о болящей
- Во время болезни довольно домашней молитвы
- Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу
- Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу
- О соборовании
- 5. Пост во время болезни
- 6. Лечение
- Глава 2. Смерть
- 1. Приготовление к смерти
- Память смертная и ея плоды
- Смертный час
- Перед смертью
- Приготовление к смерти
- Душа при близости смерти
- Разлучение души от тела
- Надо готовиться к загробному суду
- Предсмертная молитва
- Мысли перед смертью
- Наставление недугующему
- Напутствие пред смертью
- 2. Смерть во славу Божию
- Смерть во славу Божию
- О скоропостижной кончине христианки
- Отзыв святителя Феофана о схимонахине Магдалине через 8 лет после смерти
- 3. Душа после смерти
- Память смертная
- Загробная доля умерших
- Общение с умершими
- Загробная участь христианки
- Состояние людей по преставлении тела
- Крест загробный
- Первая загробная встреча
- 4. Поминовение усопших
- Об усопших
- О загробном предвозвещении смерти
- Горесть об умерших
- Поминовение умерших
- Смерть при кораблекрушении — смерть равномученическая
- Молитва при смерти брата
- Сила посмертного поминовения по заказу
- Как поминать умерших в сектанстве?
- 5. Страшный суд
4. Молитва во время болезни
Молитва во время болезни
Чувствуете изнеможение и думаете, что это дверь к исходу. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ея. Принимая однакож напоминания, не непристойно готовиться к ней. Как вы постоянно немоществуете, то вам легко сродниться с мыслию об исходе, по примеру пр. Никанора, и он не застанет вас нечаянно. Блаженна память об исходе; она с памятью о Господе — крепкая основа христианскому благонастроению духа.
Сны, вами прописанные — все хороши. Но к чему они даны? В утешение и укрепление духа, да не малодушествуете, и на утверждение мысли об ином мире, не далече от нас сущем, и в удостоверение об общении с ним. Это милость Божия!
Вашу жалобу на себя, что плохо молитесь и не держите подвигов, вам разрешил святитель Тихон, сказав: «болящему какая молитва? Благодарение и воздыхание».
Тем замещается и всякий подвиг. Благодушествуйте же!
3 февраля 1891 г.
(№ 1440 письмо 1043 вып. 6 стр. 51)
* * *
Порядок как вы молитесь (келейно, не бывая в храме по болезни) хорош. Исполняйте как наладилось. Порядок нужен по немощи нашей, а не для самой молитвы, которая и без всего может быть… Проходите мысленно литургию, не как совершающий, а как присущий (умно переносясь в храм) на совершаемой другим.
Н. Н… не знаю что сказать? Вот ему книжки и брошюрки. Коли станет читать, найдет что–либо вразумительное… (К упорядочению в поведении). Вы сами о себе не веселых мыслей держитесь? В Египте был старец настоятель, кажется Аполлос… Всем братиям твердил и сторонним тоже: нам христианам не следует скорбеть… Пусть язычники и жиды скорбят. А мы спасенные Господом… наш рай и царство небесное. С нами Христос, благодать Св. Духа, Богоматерь, небесныя воинства и все святые… — Эти мысли и подобныя им держите, а скорбное все прочь… Великое будто дело, что приходится сидеть в келии, что в храме не бываете (не по лености, а по болезни). Когда молитесь, вы всякий раз храмом Божиим бываете (2 Кор. 6, 16). Ибо Господь везде есть. — Читайте почаще: Отче наш … и Богородице Дево радуйся… Бог — Отец наш, а Богородица — Мать наша… Святые тайны — сосцы Ея: ибо они плоть от Нея заимствованная!
Так и занимайте ум… Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишек и старайтесь всякое слово обратить в предмет разсуждения. Если Бог подаст мысль запишите ее. Пусть лист лежит на столе… И другия добрыя мысли записывайте. Благослови вас Господи и всякого вам утешения желаю. Ваш доброхот
Е. Феофан.
К Вел. посту 1893 г.
(№ 1401 письмо 32 вып. 1 стр. 70)
Молитва об избавлении от болезни
Насилу–то вы отозвались! Очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяет свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; — однакоже мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. — Ибо может быть и того чает от нас Господь при сем, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.
(№ 1398 письмо 976 вып. 6 стр. 48)
* * *
Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: «аще волиши Господи!» Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает… и Господа умилостивляет… И Он : или оздоровит, или утешением исполнит, не смотря на прискорбность положения.
2 апреля 1893 г.
(№ 1406 письмо 35 вып. 1 стр. 77)
Молитва о болящей
У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонния сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь Внимание Господа…
Да избавит ее Господь от ея немочи…
(№ 1404 письмо 461 вып. З стр. 131)
Во время болезни довольно домашней молитвы
Да поможет вам Бог!
Болезни — вместо эпитимий идут. Терпите благодушно: оне будут как мыло у прачек. В церковь не ходите… (По болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок. Вот вам Паломник (Для чтения полегче).
Е. Феофан
2 ноября 1890 г.
(№ 1402 письмо 29 вып. 1 стр. 73)
Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу
Лечить сестру, или к святым прибегать, одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божия творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадет ли кто из них на настоящее лекарство. Обратитесь к лекарю; но в тоже время паче Господа и святых Его молите, чтоб вразумили его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте).
Ибо не знать, где сокрыта для ней помощь Божия. Может быть Бог судил ей быть такою, потому что это для ней спасительно. И она во всю жизнь такою останется, ради своего спасения. Или послал Бог сию болезнь на время, чтобы испытать веру ея и родителей ея. Бог один все сие ведает. Болезнь — не покор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но молясь пусть не говорит: дай здоровье, а, — буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно, буди воля Твоя! Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье.
Благодарю Тебя, милостивого Создателя! Выучи ее читать и писать и рукодельям, и пусть спасается как Черничка.
Благословение Господне буди на тебе.
Е. Феофан
7 мая 1877 г.
(№ 1407 письмо 38 вып. 1 стр. 78)
Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу
Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящей о чем–либо душою. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. Тоже и проскомидия, тоже и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… Вы заказали; но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Болящаго о больной никого нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?
Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на литургии, когда поминается Н. на проскомидии… Тогда ваше болезнование берется молитвою церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самою молитву церкви делает болезнующей, хотя служащие и не болят. Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душею о болящей… И дело будет. В церкви на литургии болите во время проскомидии… и особенно, когда после — «Тебе поем» — богородичную поют песнь: «Достойно есть…» Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие…
Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас своею помощию… Где заказать? — В Задонске, у св. Тихона… А если душа лежит к Киеву, в Киеве… Куда душа лежит, туда и закажите…
Но главное сами болите о больной… и больше бедным помогайте… не тем только, которые ходят… Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную…
Благослови, Господи, всех вас — матушку вашу, вас с супругом, болящую дочь и прочих деток, и всех, кои около вас… и торговыя дела ваши. Ваш богомолец
Е. Феофан
3 апреля 1886 г.
(№ 1403 письмо 460 вып. 3 стр. 128)
О соборовании
Милость Божия буди с вами! Вы все болите. Спаси вас Господи. Что вы решились пособороваться, это очень хорошо. Таинство сие для христиан должно быть единственным врачебным способом при болезнях, как я, кажется, уже поминал вам. Да поможет вам Господь. Мне думается, что вы еще нужны здесь. Для вас может быть уже довольно бы, но надо пристроить еще детей, и когда это устроите, тогда и с Богом!
1 декабря 1891 г.
(№ 1456 письмо 881 вып. 5 стр. 10)