100 (104). К Модесту, ипарху (Поелику при новой переписи церковнослужителей в Каппадокии обло­жили податями, то просит Модеста освободить их от податей, предоставив сие собственному распоряжению епископа. (Писано в 372 г.))

 

Это одно — писать к такому человеку, хотя бы не было ника­кого другого предлога, само по себе, для способного чувствовать весьма уже великая честь, потому что беседы с мужами, которые много превосходят прочих, доставляют весьма великую знамени­тость удостоившимся сих бесед. Но мне необходимо вступить в сношение с твоим высоким умом, потому что нахожусь в страхе за Целое отечество. Прошу принять это с кротостию, как сооб­разно с твоим нравом, и подать руку помощи моему отечеству, преклонившему уже колена. А дело, о котором прошу, такого рода.

Освященных Богу нашему пресвитеров и диаконов старая Перепись не обложила податьми. Но те, которые производят пе­репись ныне, поелику не получили предписания от твоей высокой власти, и их внесли в перепись, за исключением разве некоторых, по самим летам своим имевших право на освобождение. Потому просим оставить нам этот памятник своего благодеяния, чтобы на все предбудущее время сохранилась у нас добрая о тебе па мять, и по древнему закону обложения податьми уступить нам священнослужителей. Освобождение же от податей просим сде­лать не лицам, теперь находящимся в священном чине (в таком случае милость сия перейдет к их наследникам, которые, без со­мнения, не все непременно будут достойны священства), но по образцу, наблюдаемому в свободной переписи, допустить некото­рую общую уступку клириков, чтобы управляющие Церквами могли освобождать от налогов всех, когда бы то ни было служа­щих. Это и твоему высокородию соблюдет бессмертную славу добрых дел, и царскому дому приуготовит многих молитвенников, да и самому государству принесет великую пользу, потому что утешение сие — свободу от податей — доставляем не клирикам собственно, но людям, непрестанно угнетаемым, а это и по доброй воле делаем, как можно видеть всякому желающему.