source info :

 

file : Канонические письма.doc

Свт. Василий Великий

 

Канонические письма

 

(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена)

 

 

Святитель написал много писем с целью исправления канонического порядка везде, где имело место его нарушение.

 

Оглавление

89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении (Одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии совершается оное четырехкратно в неделю, и отвечает на вопрос, позволительно ли мирянам приобщаться из своих рук дома. (Писано около 372 г.)) 1

155 (160). К Диодору (то от имени Диодора пустил в ход письмо, в котором рассуждалось о дозволительности брака с сестрою умершей жены вопреки запрещению св. Василия, сделанному им еще в начале его епископства. По сему случаю св. Василий в настоящем письме подтверждает свое запрещение обычаем Церкви; решает возражение, основанное на одном месте из книги Левит; показывает, что и у Моисея есть сие запрещение, наконец, замечает, что подобными браками смешивается плотское родство. (Писано около 373 г.)) 1

180 (188). К Амфилохию, о правилах, первое каноническое послание (Св. Василий отвечает на многие вопросы, предложенные св. Амфилохием касательно церковных правил и некоторых мест Священного Писания (Писано в 374 г.)) 3

191 (199). К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание (В ответ на вопросы Амфилохиевы объясняет и подтверждает изложенное в первом каноническом послании о браке, о падших девах, о крещении еретиков. (Писано в 375 г.)) 6

209 (217). К Амфилохию, о правилах, третье каноническое послание (Возвратясь из Понта, изъявляет желание видеться с Амфилохием; излагает свое мнение о деле исаврян; потом предлагает правила преимущественно о духовных наказаниях, о продолжительности оных и о порядке, в каком подвергаемые наказаниям должны проходить время своего покаяния. (Писано в 375 г.)) 10

279 (287). Без надписи (Одного негодного человека отлучает со всем семейством его от общения в молитвах. (Писано во время епископства)) 12

280 (288). Без надписи (Человека, который не исправляется после того, как был обличаем при одном, при двоих, даже перед всею Церковию и отлучаем от общения в молитвах, решительно извергает и запрещает всякое с ним сношение. (Писано во время епископства)) 13