Во­прос 43. Достаточно передан нам способ, как заниматься рукоделиями, и если что нужно при­совокупить к этому, научимся на самом деле. Просим же объяснения на то, каковы должны быть на­стоятели братства, и как надобно им управлять живущими с ними вместе?

 

 Ответ. Хотя и об этом главное уже сказано, однако же, поскольку желаете (что и хорошо), чтобы и эта часть более была уяснена (ибо каков настоятель и началь­ник, таковы по большей части бывают обыкновенно подчиненные), то и сие нужно исследовать не слегка. Итак, надобно, чтобы настоятель, помня заповедь апо­стола, который говорит: «будь образцом для верных» (1 Тим. 4, 12), представлял в жизни своей ясный при­мер всякой заповеди Господней, так чтобы поучаемым не оставлял никакого повода почитать заповедь Гос­подню невозможной для исполнения или удобно пренебрегаемой.

 И, во-первых (что есть самое главное), ему надоб­но, по любви Христовой, так преуспеть в смиренно­мудрии, чтобы когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова. Ибо если цель христианства — подражание Христу в меру вочеловечения, сколько сие сообразно с знанием каждого, то кому вверено путеводство многих, те обязаны по­средством своих людей еще немощных побуждать идти вперед в уподобление Христу, по слову блаженного Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11, 1). Посему они первые, достигая в меру смиренномудрия, показанную Господом нашим Иисусом Христом, должны сделаться точным образцом. Ибо Христос говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11, 29). Потому кро­тость нрава и смирение сердца да отличают настояте­ля. Ежели Господь не постыдился служить рабам Сво­им, но благоволил быть служителем земли и брения, которое Сам создал и Сам образовал в человека (ибо говорит: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22, 27)), то как должны мы вести себя с равночестными нам, чтобы могли помыслить, что подражаем Ему? Вот одно из качеств, которое особенно должно быть в настоятеле.

 Затем он должен быть мягкосерд, великодушно пе­реносить, если кто, по неопытности, не выполнит ка­кой-либо своей обязанности, не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способ­ным изобрести способ врачевания, свойственный немо­щи, не с высокомерием делая выговор, но «с кротостью»увещевая и наказывая, по написанному (2 Тим. 2, 25), быть рассудительным в делах настоящих, предусмотри­тельным в рассуждении будущего, иметь силу подви­заться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершению живущих с ним. Настоятель не сам себе должен присвоять первенство, но быть избран первенствующим в дру­гих обществах и в предшествовавшей жизни показать достаточные опыты своего благонравия. Ибо сказано: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3, 10). Кто таков и так избран, тот да приемлет настоятельство и да установит благочиния в братстве, распределив каждому занятия, кто к чему способен.