Вопрос 25. О том, как страшен суд насто­ятеля, который не обличает согрешающих

 

 Ответ. Посему тот, кому поручено заботиться о всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен располагать себя, зная, что если один из братий впадет в грех потому, что он ему не сказал предварительно оправданий Божиих, или впадши в грех, пребывает в нем, не наученный, как исправиться, то кровь брата от рук его взыщется, как написано (Иезек.33, 8), и особливо, если не по неведению оставит он без внимания что-либо угодное Богу, но из ласкатель­ства потворствуя порокам каждого, ослабит стро­гие правила жизни. Ибо сказано: «вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Исаия 3, 12); «смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение» (Гал.5, 10). Посему и нам, чтобы не подпасть сему, на­добно в беседе с братиями следовать апостоль­скому правилу: «никогда» говорит, «не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Сол. 2, 5—6). Поэтому, кто чист от этих страстей, тот, может быть, пове­дет путем безопасным, с наградою для себя и ко спасению последующих ему. Ибо кто не ради каких-нибудь почестей от людей, не из желания нравиться и угождать (почему избегает даже слу­чая оскорблять согрешающих), но действительно из любви приступает к делу, тот, ни в чем не решаясь искажать истину, с дерзновением про­стирает к ним неподдельное и искреннее слово, почему идет к нему и то, что далее сказано у Апостола: «но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Сол. 2, 7—8). А кто не таков, тот— слепой путеводитель, и сам падающий стремглав, и других влекущий за собою.

 Из сказанного можно уже видеть, сколько худо из путеуказателя стать для брата причиною скитания по ложным путям. Но это служит вместе знаком неисполнения и заповеди о любви, потому что ни один отец не смотрит равнодушно на свое детище, готовое упасть в ров, и не оставляет в этом падении уже падшего. А сколько ужаснее оста­вить в погибели душу, низринувшуюся во глубину зол, нужно ли о том и говорить? Посему настоя­тель обязан братии бдеть о душах их и пещись о спасеши каждаго, как повинный дать о них от­чет, и пещись настолько, чтобы показывать свое тщание о них даже до смерти—не только по обще­му для всех закону Господню о любви, «если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15, 13), но и по особенному закону сказавшего: «восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Сол. 2, 8).