Во­прос 16. Необходимо ли воздержание намеревающимся жить благочестиво

 

 Ответ. Что необходим закон воздержания, — ясно, во-первых, из того, что апостол причисляет воздержание к плодам духовным (см. Гал.5, 23); потом из того, что апостол воздержанию приписывает успех в непорочности служения, когда говорит: «в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» (2Кор. 6, 5-6), и в другом месте: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (11,27), и еще: «Все подвижники воздерживаются от всего» (1Кор. 9, 25). Да и умерщвление и порабощение плоти ничем не производится так успешно, как воздержанием, пото­му что кипучесть юности и неукротимость в стремле­ниях, как бы некоторой уздою, удерживаются воздер­жанием. «Неприлична глупцу пышность»,по Соломону (Притч. 19, 10); а что неразумнее преданной удоволь­ствиям плоти и кружащейся юности? Почему апостол говорит: «попечения о плоти не превращайте в похо­ти» (Рим.13,14); и: «сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5, 6). И пример роскоши богача доказывает нам необходимость воздержания, чтобы иначе не ус­лышать нам необходимость воздержания, чтобы ина­че не услышать нам того же, что услышал богач: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16, 25).

 А как страшна невоздержность, сие показал и апо­стол, причислив ее к отличительным свойствам отступления и сказав: «в последние дни наступят вре­мена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы», и пере­числив многие виды порока, присовокупил он: «кле­ветники, невоздержны» (2Тим.3, 1-3). И Исав, как в величайшем пороке, обвинен в невоздержности, по­тому что за одно кушанье отдал право первородства. И первое преслушание случилось с человеком от не­воздержности.

 Все же святые имеют свидетельство о своем воздер­жании. Вся жизнь святых и блаженных людей и при­мер Самого Господа в пришествие Его во плоти обязывают нас к нему. Моисей с помощью долговременного пребывания в посте и молитве приял закон и слышал глаголы Божий, «как бы», говорит, «говорил кто с дру­гом своим» (Исх.33, 11). Илия тогда удостоен зрения Божия, когда и он достиг в равную меру воздержания. А что Даниил? Когда достиг чрезвычайных видений? Не по двадцатом ли дне поста? Как три отрока угасили силу огненную? Не воздержанием ли? И у Иоанна все направление жизни определено воздержанием. Им и Господь начал явление Свое.

 Воздержанием же называем, конечно, не совер­шенное удержание себя от пищи (это будет насиль­ственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предприемлемое при низложении плотского мудрования с благочестивою целью. Вообще чем для живущих в страстях наслаждение вожделенно, в том образующимся в благочестии необходимо воздержа­ние. Подвиг воздержания касается не одного удоволь­ствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствующего. Поэтому в точности воздержный не будет над чревом одерживать победу и в то же время уступать оную славе человеческой; не будет преодоле­вать постыдную похоть и в то же время порабощаться богатством или другим каким неблагородным располо­жением, например гневом, печалью и всем тем, чем обыкновенно порабощаются души невежественные. Ибо что усматриваем во всех заповедях, а именно, что они одна за другую держатся и невозможно преуспевать в одной отдельно от другой, то же самое наипаче усмат­ривается в воздержании. Воздержный в рассуждении имущества исполняет евангельскую меру нестяжательности; удерживающий от раздражения и гнева не гнев­лив. Строгий закон воздержания назначает меру язы­ку, пределы — очам, непытливое слышание — ушам. Кто не остается в сих границах, тот невоздержен и своеволен. Видишь ли как около этой одной заповеди все, как в хоровод одна за другую держатся?