Вопросы об укорах, клевете, ропоте, злословии, оскорблениях, осуждении и празднословии

 

 

Вопрос 23. В каких словах заключается празд­нословие?

Ответ. Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что если сказан­ное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший оное не приводит себя в безопасность доб­ротою слова, но тем самым, что сказанное не к созида­нию клонилось, оскорбляет Духа Святого Божия. Ибо ясно научил сему апостол, сказав: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4,29), и еще присовокупив: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запе­чатлены» (30). А какое зло — оскорбить Духа Святаго Божия, нужно ли и говорить?

 

Вопрос 24. Что такое укоризна?

Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» (Иоан.9, 28).

 

Вопрос 25. Что такое клевета?

Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволи­тельно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытан­ными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым (1Кор. 5, 11), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла... берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2Тим. 4, 14-15). А кто без таковой необходи­мости говорит что-нибудь о другом с намерением раз­гласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.

 

Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин?

Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» (Пс.100, 5)

 

Вопрос 27. А если будет говорить худо о насто­ятеле; как поступить с ним?

Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя мо­лился за нее сам Моисей (Числ 12).

 

Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить?

Ответ. Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и са­мому страждущему. Посему как в рассуждении те­ла знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лук. 6, 45); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притво­ряться в чем-нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» (Рим. 12, 17).

 

Вопрос 31. Ужели вовсе не позволительно сме­яться?

Ответ. Поелику Господь осуждает смеющихся «ныне» (Лук. 6, 25); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множе­стве бесчествующих Бога «преступлением закона» (Римл. 2, 23) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать.

 

Вопрос 40. Если брат оскорбит брата; то как должно исправлять его?

Ответ. Если оскорбил он, как Апостол, ко­торый сказал: «опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» (2Кор. 7, 9); то не оскорбивший имеет нужду в исправлении, но оскорбленный дол­жен показать в себе свойства «печали по Богу» (10). Если же оскорбил в том, что само по себе без­различно; то пусть оскорбивший припомнит, что ска­зал Апостол: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь» (Римл.14, 15), и познав та­ковой грех, пусть исполнит сказанное Господом: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5, 23—24).

 

Вопрос 41. А если оскорбивший не соглашается принести извинение?

Ответ. Должны мы исполнить над ним то же, что сказал Господь о согрешившем и не покаявшимся: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18, 17).

 

Вопрос 42. А если, когда оскорбивший прино­сит извинение, оскорбленный не захочет прими­риться?

Ответ. Господень суд на такового ясно изображен в притче о рабе, который, умоляемый клевретом, не захотел потерпеть. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее», Господь же прогневался, лишил его своей милости и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф.18, 31—34).

 

Вопрос 63. Что сделавший осуждается подобно роптавшим на «последних» (Матф.20, 11. 12)?

Ответ. Всякий осуждается за собственный свой грех, и роптавшие—за ропот. Но часто ропщут каждый по своей особенной причине: одни—потому, что не достало у них нужного к питанию, как жадные и обоготворяющие чрево; другие—потому, что получили равную с последними плату, и тем обнаруживают в себе зависть, которая в союзе с убийством, а иные ропщут и по чему либо другому.

 

Вопрос 164. Что значат слова: «не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждены будете» (Лук. 6, 37)?

Ответ. Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (13); а в рас­суждении того, что не угодно Богу, обличает не осуж­дающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение пло­ти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3-5). Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Кото­рый и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердеч­ные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Бо­жий — непререкаемая необходимость, чтобы умалчи­вающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5).

 

Вопрос 208. Хорошо ли вообще упражняться в молчании?

Ответ. Доброта молчания оценивается по времени и по лицу, как научает нас богодухновенное Писание. По времени, когда, например, говорит: «разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Амос.5,13), и еще: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Псал.38, 2). По лицу, когда например, Апостол пишет: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1Кор. 14, 30); и еще: «Жены ваши в церквах да молчат» (34). А иногда невоздержным на язык и неспособным соблюдать правило: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф.4, 29), необходимо совершенное молчание, пока в нем не у врачуются от своего недуга—опромет­чивости в словах и не будут в состоянии на досуге узнать, когда, и что, и как должно говорить, «доставляло», по написанному»,благодать слушающим» (Ефес. 4, 29).

 

Вопрос 226. Поелику Апостол говорит: «Злословят нас, мы благословляем; хулят нас, мы молим» (1Кор. 4, 12. 13); то как должен благословлять укоряемый, или чем утешаться хулимый?

Ответ. Думаю, что Апостол здесь вообще учит нас своим примером сохранять незлобие ко всем, и поступающим с нами лукаво воздавать добром так чтобы соблюдалось подобное сему не в рас­суждении только укоряющего, но и в рассуждении всякого поступающего лукаво, во исполнение сказанного: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римл.12,21). А слово: утешаться (παρακαλειν), Писание употребляет не в обычном его зна­чении, но в смысле доведения сердца до полного убеждения в истине, как в следующем месте: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Исаии.40,1). И Апостол говорит: «желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1, 11, 12). И в другом месте: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор. 7, 6).

 

Вопрос 273. Какими делами может кто «хулить Духа Святого» (Марк. 3, 29; Матф.12, 31—32)?

Ответ. Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, вид­но, что и ныне тот «хулит Духа Святого», кто действия и плоды Святого Духа приписывает против­нику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гне­ве, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям.