Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях

 

Вопрос 21. Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?

Ответ. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если бы верил сему, то, без сомнения, исполнял бы сказанное: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15, 8). А кто достиг сего и подобного сему, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созида­нию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только что-нибудь запрещенное и неугодное Богу.

 

Вопрос 22. От чего бывают непристойные ночные мечтания?

Ответ. Они бывают вследствие беспорядочных движений души в продолжение дня. А если душа пребудет чистою, размышляя о судах Бо­жиих, и непрестанно станет поучаться тому, что прекрасно и угодно Богу; то и сновидения будут таковы же.

 

Вопрос 201. Как достигнуть не рассеянности в молитве?

Ответ. Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Ибо если тот, кто видит пред собою на­чальника, или настоятеля, и беседует с ним, не отвращает от него взора; то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написан­ное: «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2, 8).

 

Вопрос 202. Можно ли достигнуть не рассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают?

Ответ. Что сие возможно, показал тот, кто ска­зал: «Очи мои всегда к Господу» (Псал.24,15), и: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Псал.15,8). А как сие возможно, о том сказано выше, именно же, что для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все.

 

Вопрос 295. По каким признакам познается рассеянный?

Ответ. Когда нерадит кто о необходимом для благоугождения Богу, как сказал Пророк: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Псал.15, 8).

 

Вопрос 306. Каким образом преуспеть в нерассеянности?

Ответ. Если кто усвоит себе мысли избранного Давида, который говорил иногда: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15, 8), иногда же: «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс. 24, 15); а иногда: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Госпо­ду, Богу нашему» (Пс.122, 2). И чтобы сравнительно менее важным примером подвигнуть нам себя тща­тельнее исполнять более важное, пусть каждый раз­мыслит сам с собою, как он ведет себя в присутствии других, хотя бы и равных себе, как старается достиг­нуть того, чтобы не осудили чего в осанке, в походке, в движении каждого члена и в выговоре. И как перед людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так, и гораздо еще более, если кто несомненно уверен, что имеет зрителем — Бога, испытующего «сердца и утро­бы», по написанному (Пс. 7, 10), и Единородного Сына Божия, исполняющего обетование: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20), и Святого Духа, Который управляет и разделяет даро­вания и действует, и ангелов хранителей каждого из нас, по сказанному Господом: «Смотрите, не презирай­те ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18, 10), тот возлагает на себя важней­ший и труднейший подвиг, как благочестие свое сде­лать благоугодным; и таким образом сильнее и совер­шеннее утверждается в нем нерассеянность, особливо же если постарается исполнять сказанное: «Благослов­лю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс.33, 2), и: «о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс.1, 2), чтобы, при неослабном и непрестанном изучении и созерцании воли и славы Божией, ум не находил и времени к рассеянию.