- Предисловие к первому изданию
- Предисловие к пятому изданию
- Введение
- Глава I. Литературные жанры в Библии
- Что такое «литературный жанр»
- Библейские литературные жанры и истинность Библии
- Литературное выражение духовной реальности
- Глава II. Историческая действительность и литературные жанры
- Различие между содержанием исторического факта, сущностью деталей и литературной формой
- Историческая действительность и приемы редактирования
- Историческая действительность и художественные каноны
- Историческая действительность и образный язык
- Литературное единство и цитируемые документы. Вопрос о Пятикнижии
- Заключение
- Глава III. Библейский рассказ о сотворении мира и наука
- А.Обоснование нашего экзегетического принципа
- Б.Библейское учение о происхождении мира
- В.Библейское учение о происхождении человека
- Г.Творение и эволюция
- Глава IV. Первородный грех.
- Библейский рассказ (Быт 3)
- Богословское учение и историческое содержание (Быт 3)
- Состояние прародителей
- Причина и форма искушения и падения
- Сатана-искуситель
- Распространение первородного греха
- Полигенистская гипотеза
- Представления Древнего Востока
- Литературный жанр 3-й главы книги Бытия
- Быт. 2-3: Спор о происхождении зла
- Глава V. Толкование Быт. 1-3 и церковное предание
- Глава VI. Ветхий Завет и доисторическое время
- Доисторические эпохи:
- Доисторическое время и книга Бытия
- Древность человеческого рода и библейские генеалогии
- Прогресс человеческой цивилизации
- Географические рамки и эпоха потопа
- Подробности и смысл библейского потопа
- Вавилонская башня
- Глава VII. Ветхий Завет и история
- Исторические документы и библейский рассказ
- Эпоха Царей и более поздний период
- Эпоха от Моисея до Давида
- История патриархов
- Глава VIII. Чудеса в Ветхом Завете
- Общие замечания. Существование чудес в Ветхом Завете
- Чудо и намерение рассказчика
- Распределение чудес
- Анализ некоторых чудесных событий. Казни Египетские (Исх. 7-10)
- Переход через Красное море (Исх 14)
- Манна (Исх 16, 1-36)
- События книги Исхода — пророческий образ Искупления
- Чудо с солнцем в гл. 10 кн. Иисуса Навина
- Глава IX. Истинная религия и Ветхий Завет
- Кары Господни
- Наказания невинных
- Бог — причина грехов?
- Учение о воздаянии
- Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета
- Коллективное воздаяние
- Проблемы индивидуального воздаяния
- Воздаяние в загробном мире
- Внешние проявления религии Израиля [290]
- Глава X. Нравственность и Ветхий Завет
- Уважение к врагу
- Закон возмездия
- Ненависть к враждебным народам [293]
- Войны на истребление [294]
- Развод и полигамия [297]
- Предусматриваемые законом случаи нечистоты [304]
- Повествования о грехах и свобода речи [306]
- Глава XI. Мессианство
- Заключение
Учение о воздаянии
85.Мы так привыкли думать по-христиански о воздаянии в мире ином, что не представляем себе, что может существовать истинно религиозная жизнь, не основанная на этой истине. Это смущает многих читателей Ветхого Завета; их приводит в замешательство молчание многих священных книг об этом чрезвычайно важном вопросе [279].
Исследования, проведенные по данной проблеме, позволяют сделать следующие выводы:
1) до конца II века до Р. X. в массе своей евреи не знали воздаяния в потустороннем мире. До этого времени только тесный кружок людей питал надежду на лучшую жизнь после смерти. Мы постараемся найти объяснение этому довольно обескураживающему факту.
2) В течение долгого времени воздаяние представлялось коллективным, т. е. осуществляемым в благополучии или бедствиях нации.
3) Когда Откровение начинает освещать проблему индивидуального воздаяния, многое в этой связи остается прикровенным, но кое-что проясняется в некоторых боговдохновенных книгах: Псалмах, книгах Аввакума, Иова, Товита, Экклезиаста. В эту эпоху преобладает чувство тревожного недоумения перед лицом проблемы страдающего праведника.
4) В конечном счете, Откровение дает почти полное решение проблемы: учение о воздаянии душам в ином мире (книга Премудрости) и учение о воскресении (Даниил). Отметим, что если мы ставим на последнее место книгу пророка Даниила, то не потому, что считаем, что она написана последней, а потому, что ее идеи только очень поздно приобрели широкую известность и получили распространение.
Итак, нам предоставляется возможность познакомиться с божественной педагогикой, которая в данной области, как и в других, дает ровно столько света, сколько нужно, чтобы предмет был понят.