- Предисловие к первому изданию
- Предисловие к пятому изданию
- Введение
- Глава I. Литературные жанры в Библии
- Что такое «литературный жанр»
- Библейские литературные жанры и истинность Библии
- Литературное выражение духовной реальности
- Глава II. Историческая действительность и литературные жанры
- Различие между содержанием исторического факта, сущностью деталей и литературной формой
- Историческая действительность и приемы редактирования
- Историческая действительность и художественные каноны
- Историческая действительность и образный язык
- Литературное единство и цитируемые документы. Вопрос о Пятикнижии
- Заключение
- Глава III. Библейский рассказ о сотворении мира и наука
- А.Обоснование нашего экзегетического принципа
- Б.Библейское учение о происхождении мира
- В.Библейское учение о происхождении человека
- Г.Творение и эволюция
- Глава IV. Первородный грех.
- Библейский рассказ (Быт 3)
- Богословское учение и историческое содержание (Быт 3)
- Состояние прародителей
- Причина и форма искушения и падения
- Сатана-искуситель
- Распространение первородного греха
- Полигенистская гипотеза
- Представления Древнего Востока
- Литературный жанр 3-й главы книги Бытия
- Быт. 2-3: Спор о происхождении зла
- Глава V. Толкование Быт. 1-3 и церковное предание
- Глава VI. Ветхий Завет и доисторическое время
- Доисторические эпохи:
- Доисторическое время и книга Бытия
- Древность человеческого рода и библейские генеалогии
- Прогресс человеческой цивилизации
- Географические рамки и эпоха потопа
- Подробности и смысл библейского потопа
- Вавилонская башня
- Глава VII. Ветхий Завет и история
- Исторические документы и библейский рассказ
- Эпоха Царей и более поздний период
- Эпоха от Моисея до Давида
- История патриархов
- Глава VIII. Чудеса в Ветхом Завете
- Общие замечания. Существование чудес в Ветхом Завете
- Чудо и намерение рассказчика
- Распределение чудес
- Анализ некоторых чудесных событий. Казни Египетские (Исх. 7-10)
- Переход через Красное море (Исх 14)
- Манна (Исх 16, 1-36)
- События книги Исхода — пророческий образ Искупления
- Чудо с солнцем в гл. 10 кн. Иисуса Навина
- Глава IX. Истинная религия и Ветхий Завет
- Кары Господни
- Наказания невинных
- Бог — причина грехов?
- Учение о воздаянии
- Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета
- Коллективное воздаяние
- Проблемы индивидуального воздаяния
- Воздаяние в загробном мире
- Внешние проявления религии Израиля [290]
- Глава X. Нравственность и Ветхий Завет
- Уважение к врагу
- Закон возмездия
- Ненависть к враждебным народам [293]
- Войны на истребление [294]
- Развод и полигамия [297]
- Предусматриваемые законом случаи нечистоты [304]
- Повествования о грехах и свобода речи [306]
- Глава XI. Мессианство
- Заключение
Различие между содержанием исторического факта, сущностью деталей и литературной формой
6.Рассмотрим сначала вопрос, очень важный для понимания следующих глав: литературное выражение исторической действительности. Под исторической действительностью мы понимаем не только то, что подходит под определение истории в собственном смысле слова (повествование о событиях из жизни человечества, осуществляемое свидетелями или документами), но также и то, что произошло во времени по причинам сверхчеловеческого порядка. Таким образом, историческая действительность есть и божественное деяние, поскольку оно имеет следствие во времени, как, например, сотворение мира и человека.
Напомним, что в современном смысле история есть возможно полное и точное восстановление какого-нибудь события из прошлого, помогающее выявить и обосновать не только хронологическую, но и причинную связь между отдельными фактами. С этой целью исторический метод собирает все документы, способные пролить свет на это имевшее некогда место событие, и подвергает их строжайшему критическому рассмотрению. То, что остается после такого рассмотрения, составляет материал, который затем приводится в систему, дающую достоверное знание об анализируемых фактах. Добившись этого, историк, с помощью других, уже проверенных данных воссоздает культурную, психологическую и т. п. среду, в которой разворачивается интересующее его событие, и, показывая факты в их истинном свете, вскрывает тайну их причинной связи.
После этих предварительных замечании скажем, что внимательное изучение литературных особенностей некоторых частей Библии дает основание для следующего утверждения: древние восточные писатели иногда при рассказе об историческом факте используют не реально сопутствующие ему обстоятельства, а детали, подчиняющиеся определенным литературным и стилистическим критериям. Эти детали или подробности не принадлежат к объективному содержанию данного сообщения или наставления; они не более чем выразительные средства. В первой главе было уже достаточно сказано о литературном жанре, как отношении между формой выражения и выражаемой реальностью, так что предыдущее утверждение не представляет особых трудностей. Существует историческая реальность, факт, естественно совершившийся с присущими ему подробностями. Автор знает этот факт в его существенных чертах и часто, но не всегда, с большими или меньшими подробностями. Но вместо того, чтобы сказать все, что он знает, или сообщить о главном в абстрактной форме, как это принято в нашей литературе [29], он опускает все подробности или часть их и облекает главное в конкретную форму, какой требуют особые психологические или дидактические критерии или же художественные каноны. Есественно, утверждение автора относится к главному событию, но не имеет намерения включать в событие свой способ его изложения.
Очень показательна в этом отношении книга Иова. Она рассказывает о происшествиях из жизни Иова, человека богатого и праведного, подвергнутого Богом испытанию всевозможными бедствиями. Преодолев испытание, Иов щедро вознаграждается еще большим благосостоянием. В этом рассказе нет ничего неправдоподобного. Аналогичные случаи происходили не раз, вполне возможно, даже у нас на глазах. Однако текст изобилует подробностями, которые вставляются в это удивительно соразмерно построенное повествование. Например, указано точно, что Иов имел семь сыновей и трех дочерей, что у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьдесят пар волов, пятьсот ослиц, и после испытания все удвоилось. Его дети каждую неделю по очереди приглашали друг друга на пир. Грабители, напавшие на его стада, принадлежали к племенам Савеян и Халдеев. Указаны имена и родина трех друзей, пришедших утешать Иова. Семь дней и семь ночей они сидят на земле, потрясенные зрелищем полного разорения, навлеченного несчастьями на бедного Иова.
Кроме того, между второй и последней главами, написанными прозой, находятся ни больше ни меньше как тридцать девять стихотворных глав, в которых элемент повествования отсутствует. Они представляют собой диалоги, посвященные мучительной загадке,страданиям праведника,разрешаемой в том уроке, который Бог дает Иову «из бури».
Все побуждает полагать, что пролог и эпилог, героем которых является Иов, вытекают из этого весьма долгого разговора. А это означает, что перед нами не историческая книга, а книга премудрости, возможно, берущая за основу события из жизни персонажа, который существовал в прошлом. Если такая постановка вопроса окажется верной и для других книг Ветхого Завета (или их частей) , то всякий раз это нужно будет показывать.
Но как в менее очевидных случаях провести границу между тем, что принадлежит факту, о котором рассказывает автор, и тем, что принадлежит способу изложения событий? Это можно сделать, только зная литературные формы, соответствующие критериям автора. Мы видим, что речь идет о деле очень трудном и при нынешнем состоянии библеистики далеко не всегда приводящем к несомненным результатам. В следующих главах перед нами предстанут примеры некоторых из этих критериев, которые создавали как бы предустановленное соотношение между формой и реальностью.