Отзывы на первое издание

Труд отца иеромонаха Илариона «Таинство веры» — очень ценный и своевременный вклад в русскую богословскую литературу. Книга написана языком простым, живым, от опыта и жизни Православного Предания. Отец Иларион «вводит» читателя, даже богословски неискушенного, в тайники Православия, затрагивая главные области догматического вероучения: пути к Богу, троичная тайна, мир и человек, Христос-Спаситель, тайна Церкви, таинства, молитва, обожение, жизнь будущего века.
Само заглавие «Таинство веры» подводит к более углубленному и расширенному пониманию «таинства», чем то, которому учит нас «школьное» богословие. Сама Церковь, Тело Христово есть первичное «таинство», и в ней мы приобщаемся полноте «тайны» спасения, силою Святого Духа и подвигом веры.
Книга оснащена множеством цитат, помимо, конечно, Священного Писания, из святоотеческой письменности, да и из современной православной богословской литературы, ибо Священное Предание не замыкается в средневековье и дуновение Духа продолжается и в наше время. Церковь Святая есть старица с вечно юным лицом. Современное православное богословие вложило богатейший вклад в сокровищницу вероучения, и книга отца Илариона об этом ярко свидетельствует.
Чрезвычайно ценно также обильное использование богослужебных текстов, молитв, песнопений. Литургическое предание должно рассматриваться наравне с богословскими трудами Святых Отцов как первичный источник православного боговедения. Нелегко представить современному читателю духовные сокровища Православия, не вдаваясь в суконный язык учебников, но эту задачу отец Иларион выполнил с полным успехом.
От всей души желаю широкого распространения «Таинству веры» и плодотворного богословского и духовного творчества его автору.

 

Протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ,
ректор Свято-Сергиевского Православного
богословского института в Париже

 

Книга иеромонаха Илариона (Алфеева) «Таинство веры» произвела на меня глубокое впечатление. Книга эта, на мой взгляд, удивительным образом соединяет глубину богословской мысли с умением подойти к духовным и интеллектуальным нуждам современного православного человека.
Поражает, как различные главы, посвященные тому или иному учению Православной Церкви, заканчиваются буквальными и порой длинными цитатами из писаний Отцов Церкви или современных православных авторов. Среди первых особенно видное место занимают писания преподобного Симеона Нового Богослова, которым автор много лет специально занимался. Среди вторых автору, как кажется, особенно близки писания протоиерея Георгия Флоровского, лозунгом которого можно считать тезис «вперед — к Отцам!»
Хочется от души поблагодарить автора, в частности, за мудрые слова, посвященные конкретным проблемам нынешнего Православия, как например богослужебный язык.
«Таинство веры», я убежден, останется ценнейшим вкладом в учение нашей Церкви, в ее Литургию и ее молитву, и, следует надеяться, в духовное будущее России. В этой книге каждый искренний христианин, выражаясь словами святого Игнатия (Брянчанинова), сможет научиться всему «необходимому на поприще веры».

 

Димитрий ОБОЛЕНСКИЙ,
почетный профессор византинистики
Оксфордского Университета,
член Британской Академии

 

Труд отца Илариона обращается к очень широкой публике: книга написана на весьма доступном языке. В ней полностью отсутствует педантичная ученость: каждый раз, когда употребляется богословский термин, автор тут же дает объяснение. Эта книга обращена к самому простому читателю, православному или нет, и даже к неверующему, и вводит его в самую сердцевину православной жизни. Однако эта работа является, на мой взгляд, обязательным чтением для всех студентов семинарий и академий. Прибавим, что она может принести большую пользу и самым ученым богословам.
Книга весьма способствует освобождению русского православного богословия от того, что отец Георгий Флоровский в свое время назвал «вавилонским пленением» (см. Пути Русского Богословия. Париж, 1937), а именно от схоластического подхода к богословскому мышлению. Вопрос тут не только в том, что отец Иларион очень хорошо знает Святых Отцов (критический аппарат книги безупречен), а в том, что автор возобновляет связь с святоотеческим церковным опытом: он не просто цитирует Отцов, он мыслит сегодня, как в свое время мыслили Святые Отцы. Тем самым указывается современной публике путь к подлинному церковному сознанию.
На мой взгляд, книга отца Илариона «Таинство Веры» заслуживает самого широкого распространения на русском языке, а также не могу не согласиться с Владыкой Василием (епископом Сергиевским), который в предисловии надеется на ее переводы на европейские языки. Со своей стороны прибавлю, что следовало бы включить в эти европейские языки и греческий.
В заключение скажу, что книга отца Илариона (Алфеева) является одним из самых светлых примеров возрождения богословской науки в Русской Православной Церкви.

 

Николай ЛОССКИЙ,
профессор Свято-Сергиевского
Православного Богословского
Института в Париже