- Протоиерей Александр Мень Сын человеческий
- От автора
- Пролог
- Часть первая. ОТ ВИФЛЕЕМА ДО КАПЕРНАУМА
- Глава первая. «ВО ДНИ ЦАРЯ ИРОДА» 4 г. до н. э.
- Глава вторая. НАЗАРЕТ 3 г. до н. э. — 27 г. н. э.
- Глава третья. ПРЕДТЕЧА. ИИСУС В ПУСТЫНЕ 27 г.
- Глава четвертая. ГАЛИЛЕЯ. ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ Весна 27 г.
- Глава пятая. БЛАГАЯ ВЕСТЬ
- Часть вторая. МЕССИЯ
- Глава шестая. «НЕ МИР, НО МЕЧ» Весна 28 г.
- Глава седьмая. ЗНАМЕНИЯ ЦАРСТВА Весна — лето 28 г.
- Глава восьмая. ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ. СМЕРТЬ ПРОРОКА Осень 28 г. — весна 29 г.
- Глава девятая. "ХЛЕБ ЖИЗНИ" Весна — лето 29 г.
- Глава десятая. ТАЙНА СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Лето — осень 29 г.
- Часть третья. НАВСТРЕЧУ ГОЛГОФЕ
- Глава одиннадцатая. МНОГО ЗВАНЫХ — МАЛО ИЗБРАННЫХ Сентябрь — декабрь 29 г.
- Глава двенадцатая. ЧАС БЛИЗИТСЯ Декабрь 29 г. — 2 апреля 30 г.
- Глава тринадцатая. ВИНОГРАДНИК ОТЦА 2–4 апреля 30 г.
- Глава четырнадцатая. СУД МЕССИИ 5 апреля 30 г.
- Глава пятнадцатая. ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА С вечера 5 апреля до ночи на 7—е
- Глава шестнадцатая. НОЧЬ В ГЕФСИМАНИИ С 6 по 7 апреля 30 г.
- Часть четвертая. ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ К ВЕЧНОМУ ТОРЖЕСТВУ
- Глава семнадцатая. САДДУКЕЙСКИЙ ТРИБУНАЛ Ночь и утро 7 апреля 30 г.
- Глава восемнадцатая. СУД ПРОКУРАТОРА 7 апреля 30 г.
- Глава девятнадцатая. ГОЛГОФА 7 апреля 30 г.
- Глава двадцатая. ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ 7—8 апреля 30 г.
- Глава двадцать первая. ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ 9–14 апреля 30 г.
- Глава двадцать вторая. «Я ПОСЫЛАЮ ВАС…» 14 апреля — 18 мая 30 г.
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- 1. МИФ ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?
- 2. ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА И ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
- 3. ЕВАНГЕЛИЕ, ЗАКОН И ФАРИСЕИ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- БИБЛИОГРАФИЯ
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
- ХРОНОЛОГИЯ
- Поленов В. Д. Статья из «Библиологического словаря о. Александра Меня»
Поленов В. Д.
Статья из «Библиологического словаря о. Александра Меня»
Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844—1927), русский живописец. Родился в Петербурге в дворянской семье. В 1871 году одновременно окончил Университет (юридический факультет) и Академию художеств в Петербурге. Первая же большая работа Поленова, за которую ему присудили золотую медаль, была на евангельскую тему («Воскрешение дочери Иаира»). Получив стипендию для поездки за границу, Поленов посетил Италию, Германию, Францию. В этот период в его творчестве основное место занимал пейзаж. С начала 1880–х годов художник приступил к серии картин из жизни Христа. С этой целью он объехал Палестину, Сирию и Египет, сделав там множество этюдов. Часть из них (главным образом, пейзажи) послужила материалом для евангельских полотен Поленова. Художник был убежден, что на Востоке не только природа, но и «постройки и одежды простого люда были близки к теперешним». Первой в серии была большая картина «Христос и грешница» (1886—87) на тему Ин 8, 1—11. Полотно сочетало строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом «передвижничества». В толковании образа Христа Поленов решительно отошел от традиционных трактовок. Будучи человеком нецерковным, он стремился найти собственное решение темы. «Христос, — писал он, — есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». Поленов представил Христа мужественным, загорелым, погруженным в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра Иванова и Николая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью. Огромную роль играет окружающий Христа пейзаж. Устранены все театральные эффекты, которые были свойственны картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчеркивает духовный смысл совершающегося. За «Христом и грешницей» последовали полотна «На Генисаретском озере» (1888), «Среди учителей» (1896), «На горе» и цикл небольших картин—эскизов, иллюстрирующих Евангелие (свыше 70 полотен). Этот цикл выставлялся дважды в Петербурге и Москве (1909, 1915), и по нему было издано два альбома (с черно—белыми иллюстрациями и цветными). Большинство критиков признавало, что главной удачей Поленова явилось историческое воссоздание евангельской Среды и пейзажа, в то время как образ Христа остался маловыразительным. Поленов работал над циклом до последних лет жизни, которые он провел на Оке в своем имении Борки (ныне Поленово).
Лит.: Лясковская О. А. В. Д. Поленов. М., 1946; Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг. Пос., 1915; Сахарова Е. В. Д. Поленов. Дневники. Воспоминания. М., Л., 1950; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семье художников. М., 1964; Юрова Т. Василий Дмитриевич Поленов. М., 1965.