- Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- О святом Тите
- Время и место написания послания
- Побуждение и цель написания послания
- Разделение
- Предисловие
- 1) Надпись и приветствие (ст. 1, 1 — 4)
- 2) Начало Послания (ст. 1, 5)
- Правила в руководство св. Титу, а в лице его и всем устроителям Церквей
- 1) Правила относительно поставления епископов
- а) Какого семьянина и гражданина можно считать достойным епископства? (ст. 1, 6)
- б) Каков должен быть епископ по нравам? (Ст. 1, 7 — 8)
- в) Каков епископ должен быть по учительству? (Ст. 1, 9)
- 2) Правила на случай распространения кем-либо неправых мыслей (ст. 1, 10 — 16)
- 3) Указание, чему и как следует учить верных, сообразуясь с их возрастом и состоянием (ст. 2, 1)
- а) В чем добронравие старцев и стариц? (Ст. 2, 2–4)
- б) В чем добронравие молодиц и юношей? (Ст. 2, 4–6)
- в) Напоминание, чтоб учащий сам во всем был образцовым (Ст. 2, 7–8)
- г) В чем добронравие рабов? (Ст. 2, 9 — 10)
- д) Внушение, что затем и все домостроительство спасения во Христе Иисусе, чтоб верующие делались рев
- е) В чем добронравие христианина как гражданина? (Ст. 3, 1–2)
- ж) Внушение, что затем и благодать Святаго Духа, чтобы претворять нас из недобрых в добрых (Ст. 3, 3
- з) Вот чему учи, а пустых стязаний отрицаися и еретиков прогоняй (Ст. 3, 8 — 11)
- Послесловие
- а) Некоторые распоряжения Апостола (3, 12 — 14)
- б) Целования (3, 15)
- в) Последнее благословение (3, 15)
Побуждение и цель написания послания
Святой Павел только что оставил святого Тита в Крите: зачем же писать? Что понудило его к тому? Может быть, оставляя его, не успел он все сказать, что нужно было. — Вспомнив о том на дороге, спешит восполнить недосказанное. Еще: святой Тит — сам критянин. Но как несть пророк без чести, токмо в отечестве своем (ср.: Мф- 13, 57), то и надлежало придать авторитет его словам и распоряжениям. Получив Послание, святой Тит мог смело всем говорить: вот посмотрите! Так повелевает Апостол языков, которому Сам Господь указал, как действовать среди вас во спасение ваше. К тому же святой Павел, как основоположитель Церкви, не мог не поиметь попечения и о будущем Церкви, которая без целесообразного действования пастырей стоять не может. Для того же, чтоб они так действовали, нужно руководство. Дух Божий и внушил ему воспользоваться предлежащим случаем и начертать правила для достодолжного действования пастырей.