- Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—2)
- б) Начало Послания (1, 3—6)
- аа) Изъявление любви ко святому Тимофею (1, 3—4)
- бб) Похвала ему и роду его за веру (1, 5)
- вв) Напоминание о возгревании дара Апостольского преемства (1, 6)
- в) Разделение Послания
- НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8)
- А) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)
- а) Наставление проповедывать о Господе Спасителе не боясь и не стыдясь (1, 8—18)
- аа) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8—10)
- бб) Руководствуясь примером Апостола (1, 11—14)
- α) Как Апостолу поручено благовестие (1, 11)
- β) Как Апостол исполняет сие поручение (1, 12)
- γ) Как Апостол питает надежду, что труд его не тщетен (1, 12—14)
- вв) Руководствуясь примером Онисифора (1, 15—18)
- б) Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13)
- аа) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)
- бб) Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13)
- α) Чем воодушевляясь (2, 3—7)
- β) Другой источник воодушевления (2, 8—13)
- в) Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2, 14—3, 9)
- аа) Наставление не вступать в словопрения (2, 14—22)
- α) Об удалении от тщегласий (2, 14—18)
- β) Некоторые успокоительные положения (2, 19—22)
- бб) О кротком научении противных (2, 23—26)
- вв) О будущих развратниках (3, 1—9)
- α) Будущее худонравие (3, 1—5)
- β) Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)
- γ) Худонравие не преуспеет (3, 9)
- Б) ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)
- а) Мужайся (3, 10—13)
- аа) Не в первый раз терпеть (3, 10—11)
- бб) Нечего ожидать покоя (3, 12—13)
- б) Ревнуй (3, 14-4, 4)
- аа) Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)
- α) Первое побуждение к чему (3, 14)
- β) Второе побуждение к чему (3, 15—17)
- бб) Неутомимо преподавай его другим (4, 1—4)
- α) Воодушевление к сему (4, 1)
- β) Средство к сему (4, 2)
- γ) Поспеши (4, 3—4)
- в) Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)
- аа) Правило (4, 5)
- бб) О конце служения Апостола (4, 6—8)
- α) О смерти (4, 6)
- β) О подъятых трудах (4, 7)
- γ) О пути жизни и завершении его (4, 8)
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)
- а) Призвание святого Тимофея (4, 9—12)
- б) Поручение (4, 13)
- в) Предостережение (4, 14—15)
- г) Известия (4, 16—18)
- д) Целования (4, 19—21)
- е) Благословения (4, 22)
д) Целования (4, 19—21)
Глава 4, стих 19. Целуй Прискиллу и Акилу и Онисифоров дом.
Акила и Прискилла, возвращавшиеся в Рим (см.: Рим. 16, 3), теперь снова оказываются в Ефесе. Вероятно, они в Рим ездили на время, для покончания своих там дел, положив прочее жить в Малой Азии; неистовства Нерона могли ускорить их оттуда выбытие. Смотри о них в Послании к Римлянам. Святой Златоуст говорит об них: «это — те лица, о которых часто упоминает Апостол, у которых он жил, которые принимали Аполлоса. Настоящее приветствие было для них немалым утешением, служило доказательством почтения и любви его и доставляло им великую благодать; ибо и одно приветствие такого святого и блаженного мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоивался этого приветствия».
Об Онисифоре смотри выше (см.: 1, 16—17). Святой Златоуст говорит: «Онисифор был у него (Апостола) в Риме, как говорит он (см.: 1, 16).— Настоящим приветствием он делает и Домашних его более усердными к делам, подобным делам Онисифора». Прочее о нем пишется у святителя Димитрия, что он епископствовал в Колофонии и Киринии и даже до крови пострадал за веру. Свидетельствует о нем «Мученикословие», что, после многих ран, он растерзан дикими конями и предал дух свой в руце Богу. Из 70-ти. Память — 7 сентября.
Стих 20. Ераст оста в Коринфе. Трофима же оставих в Милите боляща.
Вышед в последний раз из Ефеса, святой Павел направился в Македонию (см.: 1 Тим. 1,3). Следственно, к северу от Ефеса; а Милит лежит к югу от Ефеса. Но нужды Церкви могли поставить святого Павла в необходимость посетить Милит, где так же приставали и отплывали корабли. Кончив здесь дела, он сел на корабль и направился далее, в Троаду, в Филиппы, Солунь. Из Македонии спустился в Ахаию, побывал в Коринфе — и отсюда или взят, или сам отправился в Рим. Такой путь обозначался показаниями Писания. Это делает понятным, как Ераст остался в Коринфе и Трофим больной оставлен в Милите.
Поминается Ераст, — посланец со святым Тимофеем в Македонию, в конце трехлетнего пребывания святого Павла в Ефесе (см.: Деян. 19, 22). Поминается Ераст — одно из распорядительных лиц по городу в Коринфе (см.: Рим. 16, 23). Поминается и здесь. Одно ли это лицо, или разные? Может быть, одно. Мешает будто то, что одно из них есть правитель градский, которому нельзя покидать города, следовательно, надолго быть при Апостоле, как предполагать заставляют два другие случая. Но правитель сей назван: οικονομος — эконом, распорядитель по хозяйской части города; он мог быть приставлен к сему по выборам, на год, и, отправив свой черед, быть свободным. Но скажут: в Послании к Римлянам он называется правителем, состоящим в должности, а пред этим поминается, что Ераст некий послан с святым Тимофеем из Ефеса в Македонию. Явно, что тот не этот и этот не тот.— Из Коринфа было, предполагается, посольство к святому Павлу в Ефес, для извещения о тамошних нестроениях. В числе лиц посольства мог быть и правитель, на время отлучившись из города и сдав дело своему товарищу — помощнику. По окончании дела посольства, он, вместо того чтобы отправиться с другими членами посольства, отправился с Тимофеем, который из Македонии должен был спуститься в Ахаию и Коринф. Остается предположить, что по возвращении сим путем в Коринф должность его кончилась,— и он, как свободный, или навсегда присоединился к спутникам святого Павла, или почасту бывал при нем. Был он при нем и в последнее время в Ефесе и вместе с ним отправился в Македонию означенным путем; вместе с ним спустился в Коринф и должен бы отправиться с ним и в Рим, но не отправился, а остался в Коринфе. Остался, может быть, по нужде какой, с согласия и святого Павла, а может быть, без этого согласия и против желания Апостолова, как может наводить: оста. Всяко, по мысли святого Тимофея, ему следовало быть в Риме со святым Павлом. Как его не было, а между тем святой Тимофей мог подумать: как же это говорит Апостол, что при нем никого нет, кроме Луки? А Ераст где? где Трофим? Забыв о них помянуть в первом перечислении оставивших его лиц, он поминает об них теперь, чтоб избавить святого Тимофея от лишних дум. Ераст из 70-ти. Память ноября 10-го. Посмотри о нем и в Послании к Римлянам.
Трофим, ефесянин, сопровождал святого Павла из Ефеса чрез Троаду в Македонию и Ахаию и обратно (см.: Деян. 20, 4), прошел с ним до Иерусалима, где послужил поводом к возмущению иудеев против святого Павла, (см.: Деян. 21, 29). Он был всегдашним спутником святого Павла. И пред этим, когда святой Павел отправился из Ефеса в Македонию, он сопровождал его, но заболел в Милите и оставлен там.
По этому случаю святой Златоуст делает наведение, очень вразумительное, о путях благого промысла Божия в даровании чудесной помощи. «Трофима оставих боляща. Почему же ты не исцелил его, а так оставил? Но Апостолы не всё могли делать, или не всё устрояли благодатию, дабы кто не подумал о них больше, нежели что видел. То же, как мы видим, случалось и с бывшими прежде них блаженными и праведными мужами, например, с Моисеем. Он был косноязычен,— почему же Бог не исцелил его косноязычности? Часто впадал в скорбь и уныние и не вошел в землю обетованную. Многое попускал Бог, чтобы показать немощь человеческой природы. Ибо если и при этом бесчувственные иудеи говорили: где Моисей, иже изведе нас от земли Египетския? (ср.: Исх. 32, 1),—то чего они не сказали бы, если бы он ввел их в землю обетованную? Если бы Бог не попустил ему чувствовать страх пред фараоном, то не признали ли бы они его богом? Это, как известно, сделали было с Павлом и Варнавою жители Листры, приняв их за богов. Но они, растерзаете ризы своя, вскочиша в народ, зовуще и глаголюще: мужие, что сия творите; и мы подобострастии есмы вам человецы (ср.: Деян. 14, 14 — 15). Также и Петр, когда исцелил хромого от рождения и когда все изумлялись случившемуся, отвечал: мужие Израильтяне, что чудитеся о сем; или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? (ср.: Деян. 3, 12). Послушай еще, что говорит блаженный Павел: дадеся ми пакостник плоти, да не превозношуся (ср.: 2 Кор. 12, 7). Но скажешь, что он сказал это по смиренномудрию. Нет, не так; не для того только дадеся ему пакостник, чтобы он был смиренномудр, и не по смиренномудрию только он сказал это, но и по другим причинам. Ибо, смотри, Бог не говорит ему в ответ: довлеет ти благодать Моя,— да не превозносишься, но что? Сила бо Моя,— говорит,— в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Таким образом достигались две цели: и явным являлось, как бывало бывающее, и все приписываемо было Богу. Посему в другом месте Апостол говорит: имамы же сокровище сие в скудельных сосудах, — то есть в телах немощных и подверженных страданиям. Для чего? Да премножество силы будет Божия, а не от нас (2 Кор. 4, 7). Если бы тела их не были подвержены страданиям, то все было бы приписано им. И в другом месте мы видим, как он скорбит о болезни, когда говорит об Епафродите: ибо боле близ смерти, но Бог помилова его (ср.: Флп. 2, 27). И многого он не знал с пользою как для него самого, так и для учеников».
По преданию, Трофим усекнут в Риме при Нероне, вместе с Аристархом и Пудом. Из 70-ти. Память 15 апреля.
Стих 21. Потщися прежде зимы прийти. Целует тя Еввул, и Пуд, и Хин, и Клавдия, и братия вся.
Помянув, о которых прежде забыл сказать, что их нет при нем, святой Павел дополняет одною чертою и приглашение святого Тимофея к себе,— именно — чтоб позаботился прийти прежде зимы. Зима могла замедлить путь, могла и совсем задержать где-либо до весны. А между тем была крайняя нужда, чтобы он скорее, как можно, был в Риме. Вот и понуждает.— «Как понуждает его! Но нигде не высказывает ничего прискорбного; не говорит: приди прежде моей смерти,—дабы не опечалить его,—но: прежде зимы, дабы тебе не встретить препятствий» (святой Златоуст).
Внесши это дополнительное, Апостол продолжает целования или приветствия самому Тимофею от разных лиц. Целуют тя Еввул — и прочее. Все лица, от которых шлется приветствие, носят римские имена и были потому верующие из римлян. Познакомиться с святым Тимофеем они могли в первые узы святого Павла, когда был с ним и святой Тимофей. Что нет приветствий от верующих из евреев, подает мысль, что их не было налицо: иные замучены, иные убежали.
Об Еввуле не сохранилось никакого предания. Довольно для славы его того одного, что о нем поминает святой Павел.
Пуд — из сенаторов, в доме своем принимал святых апостолов Петра и Павла. Дом его обращен в церковь, названную Пастырскою. По «Мартирологию Римскому» он был отец святых мучениц Пракседы и Пуденцианы; а: Клавдия,— по болландистам, была супругою его. Усекнут вместе с Трофимом и Аристархом. Из 70 Апостолов. Память 15 апреля.
Лин — первый Римский епископ после святых Апостолов, как свидетельствуют святой Ириней и Евсевий. Из 70-ти. Память 5 ноября.
Клавдия. «Видишь ли, как и жены были усердны и пламенны в вере? Такова Прискилла, такова и эта Клавдия, которые уже распяли себя (произволением) и были готовы на подвиги (мученические). Женский пол не препятствует (явиться мужественными). Подлинно, дело благодати Божией, что лица этого пола могут тысящекратно умирать (за Христа), если захотят,— многие из них действительно сделались мученицами,— могут преуспевать в целомудрии, и даже более мужей, могут иметь и скромность, и честность, и святыню (чистоту), без которой никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14), и презрение к богатству, и все вообще прочее» (святой Златоуст).
И братия вся. «Последних не называет по имени. Видишь ли, что те были пламеннее» (святой Златоуст). «Рачительнейших перечислил поименно, других же назвал общим именем» (блаженный Феодорит).