- Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—2)
- б) Начало Послания (1, 3—6)
- аа) Изъявление любви ко святому Тимофею (1, 3—4)
- бб) Похвала ему и роду его за веру (1, 5)
- вв) Напоминание о возгревании дара Апостольского преемства (1, 6)
- в) Разделение Послания
- НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8)
- А) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)
- а) Наставление проповедывать о Господе Спасителе не боясь и не стыдясь (1, 8—18)
- аа) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8—10)
- бб) Руководствуясь примером Апостола (1, 11—14)
- α) Как Апостолу поручено благовестие (1, 11)
- β) Как Апостол исполняет сие поручение (1, 12)
- γ) Как Апостол питает надежду, что труд его не тщетен (1, 12—14)
- вв) Руководствуясь примером Онисифора (1, 15—18)
- б) Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13)
- аа) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)
- бб) Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13)
- α) Чем воодушевляясь (2, 3—7)
- β) Другой источник воодушевления (2, 8—13)
- в) Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2, 14—3, 9)
- аа) Наставление не вступать в словопрения (2, 14—22)
- α) Об удалении от тщегласий (2, 14—18)
- β) Некоторые успокоительные положения (2, 19—22)
- бб) О кротком научении противных (2, 23—26)
- вв) О будущих развратниках (3, 1—9)
- α) Будущее худонравие (3, 1—5)
- β) Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)
- γ) Худонравие не преуспеет (3, 9)
- Б) ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)
- а) Мужайся (3, 10—13)
- аа) Не в первый раз терпеть (3, 10—11)
- бб) Нечего ожидать покоя (3, 12—13)
- б) Ревнуй (3, 14-4, 4)
- аа) Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)
- α) Первое побуждение к чему (3, 14)
- β) Второе побуждение к чему (3, 15—17)
- бб) Неутомимо преподавай его другим (4, 1—4)
- α) Воодушевление к сему (4, 1)
- β) Средство к сему (4, 2)
- γ) Поспеши (4, 3—4)
- в) Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)
- аа) Правило (4, 5)
- бб) О конце служения Апостола (4, 6—8)
- α) О смерти (4, 6)
- β) О подъятых трудах (4, 7)
- γ) О пути жизни и завершении его (4, 8)
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)
- а) Призвание святого Тимофея (4, 9—12)
- б) Поручение (4, 13)
- в) Предостережение (4, 14—15)
- г) Известия (4, 16—18)
- д) Целования (4, 19—21)
- е) Благословения (4, 22)
α) Воодушевление к сему (4, 1)
Глава 4, стих 1. Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым, в явлении Его и Царствии Его.
Засвидетельствую — есть будто заклинание Богом живым, в возбуждение живейшего сознания долга действовать так, как предлагается, и воодушевление к ревности о том. И в обычной речи часто употребляем: Бог тебе будет судья, если не сделаешь так и так. Имеется при сем в виду и устрашение, на большее пробуждение совести, чтоб она поживее приняла в свое заведывание предлагаемое дело, и вместе представление, сколь необходимо и спасительно дело сие. «Три мысли внушает это засвидетельствование или заклинание, — что заповедь проповедывать слово страшными сопровождается последствиями для не исполняющих ее, — что исполнение ее неотложно для тех, на коих возложена, и что слово, которое проповедывать повелевается, есть единственно спасительное слово. Ибо если б оно не было таково, то не повелевалось бы проповедывать его с такою неотступностию. Сверх того сим внушается, что проповедающий его не особенное что делает, но исполняет долг свой, если проповедует всеусердно, не подчиняясь обычной в сем отношении лености» (перифраз Экумения).
Пред Богом и Господем нашим. То есть пред Богом Отцом и Сыном Божиим, воплотившимся нашего ради спасения. Читая сие, не допускай ни малого помышления о неравенстве даже на незаметную какую черту, равно и о том, что Сии два Лица бывают когда-либо и в чем-либо без третьего — Духа Святаго. Они присно нераздельны.
Хотящим судити. — Хотящим — имеющим. «И в Первом Послании он внушал Тимофею страх словами: завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая (ср.: 1 Тим. 6, 13); здесь же говорит нечто более страшное: хотящим судити,— то есть имеющим потребовать отчет» (святой Златоуст). «Боясь за будущую расправу, Божественный Апостол часто теснит ученика своего таким засвидетельствованием или заклинанием. Но поступает так и из любви, желая сделать его славным и осмотрительным и расположить к ревностной и дерзновенной проповеди» (блаженный Феодорит).
Живым и мертвым. — Живым,— то есть тем, которых суд застанет живыми, «так как многие останутся в живых (до последнего суда)» (святой Златоуст); а: мертвым,— тем, кои умрут до того времени. «Судией живых и мертвых назвал Апостол Господа, потому что Он и мертвых, воскресивши, приведет на суд, и у тех, которых конец мира застанет живыми, потребует отчета, облекши их предварительно в нетление. Ибо сказано: вcи бо не успнем: вcи же изменимся (ср.: 1 Кор. 15, 51)» (блаженный Феодорит).
В явлении Его и Царствии Его. В то время, когда Он второе приидет, чтобы открыть славное Царство Свое. Или так: «судити — когда? Во время пришествия Его со славою, с царским величием,— то есть не так, как ныне» (святой Златоуст). «Ибо во второй раз приидет Он уже не так, как в первый, то есть не уничиженный» (блаженный Феофилакт).