- Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—2)
- б) Начало Послания (1, 3—6)
- аа) Изъявление любви ко святому Тимофею (1, 3—4)
- бб) Похвала ему и роду его за веру (1, 5)
- вв) Напоминание о возгревании дара Апостольского преемства (1, 6)
- в) Разделение Послания
- НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8)
- А) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)
- а) Наставление проповедывать о Господе Спасителе не боясь и не стыдясь (1, 8—18)
- аа) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8—10)
- бб) Руководствуясь примером Апостола (1, 11—14)
- α) Как Апостолу поручено благовестие (1, 11)
- β) Как Апостол исполняет сие поручение (1, 12)
- γ) Как Апостол питает надежду, что труд его не тщетен (1, 12—14)
- вв) Руководствуясь примером Онисифора (1, 15—18)
- б) Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13)
- аа) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)
- бб) Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13)
- α) Чем воодушевляясь (2, 3—7)
- β) Другой источник воодушевления (2, 8—13)
- в) Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2, 14—3, 9)
- аа) Наставление не вступать в словопрения (2, 14—22)
- α) Об удалении от тщегласий (2, 14—18)
- β) Некоторые успокоительные положения (2, 19—22)
- бб) О кротком научении противных (2, 23—26)
- вв) О будущих развратниках (3, 1—9)
- α) Будущее худонравие (3, 1—5)
- β) Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)
- γ) Худонравие не преуспеет (3, 9)
- Б) ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)
- а) Мужайся (3, 10—13)
- аа) Не в первый раз терпеть (3, 10—11)
- бб) Нечего ожидать покоя (3, 12—13)
- б) Ревнуй (3, 14-4, 4)
- аа) Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)
- α) Первое побуждение к чему (3, 14)
- β) Второе побуждение к чему (3, 15—17)
- бб) Неутомимо преподавай его другим (4, 1—4)
- α) Воодушевление к сему (4, 1)
- β) Средство к сему (4, 2)
- γ) Поспеши (4, 3—4)
- в) Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)
- аа) Правило (4, 5)
- бб) О конце служения Апостола (4, 6—8)
- α) О смерти (4, 6)
- β) О подъятых трудах (4, 7)
- γ) О пути жизни и завершении его (4, 8)
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)
- а) Призвание святого Тимофея (4, 9—12)
- б) Поручение (4, 13)
- в) Предостережение (4, 14—15)
- г) Известия (4, 16—18)
- д) Целования (4, 19—21)
- е) Благословения (4, 22)
аа) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)
Любя благовестие, не только сам блюди его, как сокровище, но передай его и другим надежным людям, которые довольны иных научить, чтоб таким образом благовестив, переходя из рода в род, никогда не пресекалось на земле.
Глава 2, стих 1. Ты убo, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе.
Ты — чадо мое. Приступая к указанию, как возгревать дух любви, начинает словом, дышащим любовию: чадо мое! «Не просто чадо, но: чадо мое» (святой Златоуст). «Видишь, с какою отеческою любовию он предлагает ему свое увещание?! С словом сим он как бы и душу свою любительную перелил в него» (блаженный Феофилакт). Возмогай, ενδυναμου, — крепни, расти, приходи в возмужание. В чем же? Во благодати, яже о Христе Иисусе: вообще, в благодатном порядке жизни, Господом Иисусом водворенном на земле; частнее,— в том порядке действования, к которому обязывает тебя особый дар благодати, дарованный тебе возложением рук моих, дар архипастырства, благодать Апостольского преемства. Возмогай во благодати — то же, что выше: возгревай дар Божий (ср.: 1, 6). Дар сей тройствен, — совмещает в себе дух силы, любви и здравоумия. Как о духе силы уже говорено, то здесь следует разуметь дух любви. Или во благодати — есть: силою благодати. Расти, приходи в возмужание в Апостольском действовании, — в благовестии и учреждении жизни по нему. «В этом подкрепит тебя благодать Господня» (блаженный Феодорит). «Трезвись, говорит, бодрствуй; благодать Господня сподвизается и содействует тебе; но и ты с полною охотою и готовностию исполняй свое дело» (святой Златоуст). «Ее имей сподвизающеюся с тобою» (блаженный Феофилакт). Как? Действуя в духе ее по ее внушениям и возбуждениям. Если не будешь так действовать, то дух сей, не будучи возгреваем и раздуваем соответственными ему трудами, погаснет. Так оба значения совместятся: силою благодати укрепляем, действуй в духе ее,— и будешь расти в том порядке жизни, к коему она призывает и обязывает тебя.
Стих 2. И яже слышал ecи от мене многими свидетели, сия предаждъ верным человеком, иже довольни будут и иных научити.
Сказал: возмогай — расти и мужай; и затем прилагает: и яже слышал ecи — предаждь. Последнее объясняет первое или указывает способ к тому. Расти и мужай, возгревая благодать свою силою сей же благодати. Как же это сделать или как в сем успеть? Успеешь, если преподанное тебе сокровище учения,— тайны Божий спасительные,—не будешь в себе скрывать, но будешь ревностно делиться ими, будешь распространять ведение об них и сам своим словом, и словом других способных учеников своих. Если любишь сие сокровище, ты не можешь действовать иначе: ибо для него нет другой подобающей благолепной сокровищницы, кроме душ человеческих. Если дорожишь им, в эти сокровищницы спрячь его. «Не сказал: говори, но: предаждь,— как бы о сокровище, которое передается и сохраняется в безопасном месте» (святой Златоуст).
И яже слышал ecи от мене. В душу твою, как в сокровищницу, я чрез слух твой, верою раскрытый, вложил сокровище тайн Божиих. Делай и ты то же для других, что я сделал для тебя. Поставляя сии слова в соотношение с тем, что часто повторяется в обоих Посланиях: не вступай в споры, в состязания и изыскания,— можем видеть в них подразумеваемым внушение: предаждь, что слышал, а не то, что «сам надумал» (святой Златоуст),— «не то, до чего сам исследованием дошел; ибо вера от слуха» (блаженный Феофилакт). «Что слышал ты от меня, то и продолжай проповедывать» (блаженный Феодорит).
«Что значит: многими свидетели? Он как бы так говорит: ты слышал от меня не скрытно и тайно, а в присутствии многих, открыто» (святой Златоуст). «Некоторые (Фотий у Экумения) разумеют под многими свидетелями закон и Пророков. Слово мое, говорит, было сочетано из свидетельств Писания» (блаженный Феофилакт). Трудно придать сим словам определенное значение. И то верно, что святой Павел любил слово свое растворять свидетельствами из закона и Пророков, и то верно, что он всегда говорил открыто, не на ухо, как бы боясь обличений, но с дерзновением, свидетельствовавшим о глубине и живости его убеждения в истине, готового на борьбу с противоубеждениями, с уверенностию в победе. Может быть, и сказано это с тем, чтоб и святому Тимофею вдохнуть такое же дерзновение. Но нельзя ли слов сих соединять с предаждъ? Передай при многих свидетелях. Такое распоряжение было необходимо для сохранения учения без прибавлений и убавлений и представляло очень надежное к тому средство. Свидетели отсекали у тех, коим вверялось учение для передачи и другим, всякий позыв приплетать при сем к преданному учению и свои измышления.
Предаждь верным человеком. — Верным — надежным, на которых можно вполне положиться, что не сфальшивят в учении, но пребудут верными хранителями преданных истин. «Верным, — то есть верующим, а не таким, которые любят исследовать и рассуждать, — таким, которые не предадут (изменнически) проповеданного им» (святой Златоуст). «Не таким, которые искусны слагать силлогизмы и сплетать совопросничества, но таким, о коих можешь быть уверен, что они не окажутся предателями завещания» (блаженный Феофилакт).
Иже довольны будут и иных научити. Верность — нравственное качество, а способность и иных учить — умственное или словесническое. Умственное настолько лишь берется во внимание при избрании сих лиц, чтоб они способны были другим передать, что им передано, и в том виде, как передано, и, следовательно, способны усвоить им вверяемое. Ибо иначе пресечется течение или цепь предания, которое избрано главнейшим способом хранения богооткровенных истин. «Что пользы, если принявший хотя и верен («и все принимает без совопросничества» [блаженный Феофилакт]), но другим передать учения не может,— или если он хотя сам и не предает учения, но других такими же сделать не может? Учителю надо иметь два качества: быть верным и учительным» (святой Златоуст).
Но о каких лицах здесь речь? Не о всех, коим благовествуется и кои уверовали; ибо в числе таковых могли быть не только неспособные учить других, но и могущие оказаться неверными. Почему надо положить, что здесь говорится об избираемых быть блюстителями предания и хранителями церковных порядков, то есть о епископах и пресвитерах. Намекается при сем и на то, что им передавалось нечто такое, что не входило в круг общего учения верных. Не разумеется ли здесь предание образа совершения святых таинств, которое шло тайно, как уверяет святой Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтоб вернее сохранилось? «Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать святой Тимофей» (Фотий у Экумения). «Распоряжение такое делается относительно пресвитеров и епископов, а не относительно всех верных, — и мирян. Ибо это было бы неуместно, когда сам святой Павел всем без различия, и иудеям, и еллинам, проповедывал слово. Полагаю притом, что это говорится о некоторых таинственных вещах, кои следовало сообщать только пастырям,— верным и учительным» (блаженный Феофилакт, Экумений).