- Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-6)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—2)
- б) Начало Послания (1, 3—6)
- аа) Изъявление любви ко святому Тимофею (1, 3—4)
- бб) Похвала ему и роду его за веру (1, 5)
- вв) Напоминание о возгревании дара Апостольского преемства (1, 6)
- в) Разделение Послания
- НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8)
- А) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)
- а) Наставление проповедывать о Господе Спасителе не боясь и не стыдясь (1, 8—18)
- аа) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8—10)
- бб) Руководствуясь примером Апостола (1, 11—14)
- α) Как Апостолу поручено благовестие (1, 11)
- β) Как Апостол исполняет сие поручение (1, 12)
- γ) Как Апостол питает надежду, что труд его не тщетен (1, 12—14)
- вв) Руководствуясь примером Онисифора (1, 15—18)
- б) Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13)
- аа) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)
- бб) Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13)
- α) Чем воодушевляясь (2, 3—7)
- β) Другой источник воодушевления (2, 8—13)
- в) Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2, 14—3, 9)
- аа) Наставление не вступать в словопрения (2, 14—22)
- α) Об удалении от тщегласий (2, 14—18)
- β) Некоторые успокоительные положения (2, 19—22)
- бб) О кротком научении противных (2, 23—26)
- вв) О будущих развратниках (3, 1—9)
- α) Будущее худонравие (3, 1—5)
- β) Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)
- γ) Худонравие не преуспеет (3, 9)
- Б) ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)
- а) Мужайся (3, 10—13)
- аа) Не в первый раз терпеть (3, 10—11)
- бб) Нечего ожидать покоя (3, 12—13)
- б) Ревнуй (3, 14-4, 4)
- аа) Пребывай в спасительном учении (3, 14—17)
- α) Первое побуждение к чему (3, 14)
- β) Второе побуждение к чему (3, 15—17)
- бб) Неутомимо преподавай его другим (4, 1—4)
- α) Воодушевление к сему (4, 1)
- β) Средство к сему (4, 2)
- γ) Поспеши (4, 3—4)
- в) Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)
- аа) Правило (4, 5)
- бб) О конце служения Апостола (4, 6—8)
- α) О смерти (4, 6)
- β) О подъятых трудах (4, 7)
- γ) О пути жизни и завершении его (4, 8)
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)
- а) Призвание святого Тимофея (4, 9—12)
- б) Поручение (4, 13)
- в) Предостережение (4, 14—15)
- г) Известия (4, 16—18)
- д) Целования (4, 19—21)
- е) Благословения (4, 22)
γ) Поспеши (4, 3—4)
Глава 4, стихи 3 — 4. Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся.
Этими словами Апостол внушает спешить научением истине, чтоб полюбили ее и привязались к ней и в силу сей любви и привязанности навсегда пребыли верными ей, отвращая слух от всяких иноучений. «Прежде, чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими всеми. Пока есть среди твоих пасомых такие, которых следует учить, убеждать и покорять истине, употреби все усилия, чтобы достигнуть сего. С сею целию и сказано выше: настой благовремение и безвременне» (святой Златоуст, блаженный Феодорит). «Приучи их к покорности истине, прежде чем отступят от нее» (Экумений).
Будет бо время, егда здраваго учения не послушают. Теперь еще они будут слушать и охотно принимать и учение, и вразумление; а после этого уже не найдешь в них. «Пророчествует святой Апостол и, предвидя это в будущем, заповедует со всем усилием неутомимо научать пасомых истине и добродетели, чтоб, будучи наставлены в вере и обучены добрым делам, они в последующее время, когда иные станут уклоняться от истины в заблуждение, пребыли неизменными» (Амвросиаст).
Причины, почему так случится, не указывает Апостол; но, по наведению от сказанного впереди, можно полагать, что причиною тому будет неисполнение предложенной заповеди — настойчиво учить,—молчание пастырей и нерадение о проповедании истины и научении паствы. Не учат пастыри, — пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих,—они и закосневают в порочности. Оставаясь в неведении истины, они набираются пустомыслия и всякого вздоромыслия, от чего тупеют к воспринятию истины. Закосневая в порочности, делаются неспособными принимать вразумления и обличения. Потому и надобно спешить, и здравым ученьем их просветить, и к добродетелям приучить, прежде чем они отупеют для принятия первого и ожесточатся против покорности вторым. Ибо, когда дойдут до этого, тогда уже поздно хвататься,—слушать не станут.
Но как нельзя им оставаться и без знания и правил, то что они сделают? По своих похотех изберут себе учители. То есть таких учителей, которые и умствовать их оставят, как им нравится, и жить, как хотят. Замечательно, что: изберут, по-гречески: επισωρευσουσιν,—наберут целую кучу или толпу учителей, и притом сами наберут,— причем, конечно, принимаемы будут только угодные, а неугодные отвергаемы. И выходит, что эти учители будут в зависимости от учимых и учить не по своей, а по ихней программе. «Не может быть ничего выразительнее этого слова: επισωρευσουσιν; оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут рукополагаемы (избираемы и утверждаемы в своем чине) учениками» (святой Златоуст). «А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям и только угодное им и говорить, и делать» (блаженный Феофилакт).
Чешеми слухом. Потому так поступать будут, что привыкли всегда слышать только то, что приятно щекотит слух. Это и на красноречие указывает, но более на лесть или приноровление ко вкусам слушающих. Только гожих на это будут избирать,— «отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» (святой Златоуст).
И от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Будучи таковы, они не могут уже иметь охоты слушать истину, которая и без обличения обличает их; потому отвратятся от нее и к баснем уклонятся, — к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни. «Видишь? Они не по неведению будут заблуждать, а произвольно и сознательно. Сами отвратят слух от истины, сами уклонятся к басням» (блаженный Феофилакт). Уклонятся, εκτραπησονται, — соступят с правого пути сами, заведомо.
Амвросиаст пишет на сие: «таковы будут желающие быть учимыми по своим похотям. От учителей, верных истине и строгих, они обратятся к таким, которые бы учили их тому, что им слышать по сердцу. Истина станет для них горька, и они, оставя ее здравое учение, займутся баснями. Не будет им желательно, чтоб были обличаемы их недобрые дела; почему таких возжелают учителей, которые бы подслуживались их нравам и привычкам. Чешется у них слух, ища слышать, под именем учения настоящего, басни пустые, но приятные».
Святой Златоуст замечает при сем: «предсказывает это святой Апостол не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. Подобным образом и Христос говорил: предадят вы, и на соборищах биют вас, и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради (ср.: Мф. 10, 17). Так и в другом месте блаженный Апостол говорит: аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящий стада (Деян. 20, 29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем».