- Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) О Святом Тимофее
- 2) О посланиях к святому Тимофею
- а) О месте и времени написания их.
- б) Поводы и побуждения к написанию их.
- в) Содержание Посланий.
- г) Разделение.
- Предисловие
- 1) Надпись и приветствие
- 2) Начало Послания и предмет
- Правило в руководство
- 1) О вере в Господа Иисуса
- а) Время закона уже прошло (1, 8—10)
- б) Настало время Евангелия (1, 11—14)
- аа) Закон не лежит праведнику — по благовестию (1, 11)
- бб) Удостоверьтесь, что это по Божиему устроению делается, из моей жизни (1, 12—14)
- в) Почему, если хочешь спастися, — веруй в Господа (1, 15—17)
- аа) Христос Господь затем и пришел, чтоб грешников спасти (1, 15)
- бб) Образец спасения сим путем —сам Апостол (1, 16)
- вв) Честь и слава премудрому Богу! (1, 17)
- г) Вот о чем учить завещаваю тебе (1, 18—20)
- 2) Какие порядки заводить и держать среди христиан
- А) Относительно церковных собраний
- а) О ком молиться в церковных собраниях? (2, 1—7)
- аа) О всех людях (2, 1—2)
- бб) Побуждение к молитве (2, 2—7)
- б) Какие держать в церковных собраниях порядки (2, 8—15)
- аа) Общее очертание церковных молитвословий (2, 8)
- бб) Упорядочение жен (2, 9—15)
- Б) Наставления относительно лиц, избираемых в клир церковный
- а) Свойства достойных епископства (3, 1—7)
- аа) Ревность (3, 1)
- бб) Добрый нрав и достохвальное поведение (3, 2—3)
- вв) Доброе управление своего дома (3, 4—5)
- гг) Не недавнее крещение (3, 6)
- дд) Уважение и среди неверных (3, 7)
- б) Свойства достойных диаконства (3, 8—13)
- 3) Как действовать на пасомых
- А) Общее – о достодолжном пастырствовании
- а) Единственный руководитель учителю истины — святая Церковь (3, 14—16)
- б) О ложном учении (4, 1—6)
- аа) Характеристика лжеучителей (4, 1—2)
- бб) Некоторые предметы лжеучения (4, 3)
- вв) Неосновательность лжеучения (4, 3—5)
- гг) Долг вооружать верующих против лжеучения (4, 6)
- в) О самосозидании пастыря (4, 6—10)
- аа) В ведении (4, 6-7)
- бб) В истинном благочестии (4, 7—10)
- г) О назидании паствы (4, 11—16)
- Б) Наставления, как учить и руководить пасомых, судя по их разным состояниям
- а) На старцев и стариц
- б) Об устроении вдовиц (5, 3—16)
- аа) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5, 3—8)
- бб) Как частнее поступать с вдовицами (5, 9—15)
- вв) О семьях вдовиц (5, 16)
- в) Как действовать относительно пресвитеров (5, 17—25)
- аа) Содержание пресвитеров (5, 17—18)
- бб) Поведение (5, 19-21)
- вв) Рукоположение (5, 22—25)
- г) Как и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6, 1—19)
- аа) Чему учить рабов? (6, 1—2)
- бб) Чему учить богатых? (6, 3—19)
- Послесловие (6, 20-21)
гг) Долг вооружать верующих против лжеучения (4, 6)
Глава 4, стих 6, 1-я половина. Сия вся сказуя братии, добр будеши служитель Иисуса Христа.
Сия вся — что же именно? То, о чем говорил доселе начиная с стиха 15 3-й главы, —что Церковь есть столп и утверждение истины, что велия благочестия тайна, около которой группируются все другие истины веры, есть: Бог явися во плоти,— что, содержа строго сию тайну и всякую другую истину, Церковию возвещаемую, должно отвергать все с сим несогласное, и теперь уже сущее, и имеющее явиться после, как учение бесовское, — и именно будто не должно брачиться и вкушать некие брашна, как нечистые (см.: святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт).
Сказуя, υποτιθεμενος, — предлагая. «Видишь ли, что он здесь нисколько не обнаруживает власти, а только снисхождение? Сказуя — говорит. Не сказал: приказывая, не сказал: заповедуя, но: сказуя,— то есть как бы советуя; предлагай сие и заводи речь о вере» (святой Златоуст). Это замечается об образе научения паствы, самое же научение ее лежит на пастыре, как неотъемлемый долг, отступая от которого или не ревностно исполняя который он уже является не тем, чем должен быть по намерению Господа, учредившего в Церкви пастырство. Это внушает Апостол, говоря вслед за сим: добр будеши служитель Иисуса Христа. Сие сказуя, добрым будешь служителем Иисуса Христа, а не сказуя,—будешь не добрым служителем,—будешь рабом неключимым. Служителем, διακονος,— назван пастырь, потому что его долг не властвовать и величаться, а верно «исполнять поведенное и передавать единоверным Владычные наказания» (блаженный Феодорит). А служителем Иисуса Христа,— потому что пастырство берет начало от Господа Иисуса Христа, и всякий пастырь от руки Господни приемлет рукоположение, чрез руки сопастырей. Почему, трудясь в пасении стада, он должен содержать в мысли и сердце, что не себе или людям служит, а Господу, Его дело совершая и го волю исполняя. В настоящем месте только одна часть доброго служения пастыря обозначается,— служение словом. «Добре служит он Господу, научая пасомых тому, чему учимыми им быть хощет Христос» (Экумений). По течению речи видно, что эта часть служения исполняется им не только возвещением истины чистой, но и отвержением нечистых учений,—и не только отвержением наличных нечистых учений, но и предусмотрением имеющих появиться и подготовлением паствы к отражению их. Впрочем, и это последнее не может быть лучше исполнено, как полным разъяснением и напечатлением в умах верующих чистой истины, — или образа здравых словес. «Что может быть благопромыслительнее и предохранитель нее для паствы, как не то, чтоб учение христианское было преподано ей и преподаваемо неповрежденно и полно, дабы оно, твердо укоренясь на поле Господнем, и плод приносило обильный и прочный, — такой, который и в день суда выдержал бы пробу огня и не был им сожжен. Таков долг доброго учителя и верного служителя Христова» (Амвросиаст).