- Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) О Святом Тимофее
- 2) О посланиях к святому Тимофею
- а) О месте и времени написания их.
- б) Поводы и побуждения к написанию их.
- в) Содержание Посланий.
- г) Разделение.
- Предисловие
- 1) Надпись и приветствие
- 2) Начало Послания и предмет
- Правило в руководство
- 1) О вере в Господа Иисуса
- а) Время закона уже прошло (1, 8—10)
- б) Настало время Евангелия (1, 11—14)
- аа) Закон не лежит праведнику — по благовестию (1, 11)
- бб) Удостоверьтесь, что это по Божиему устроению делается, из моей жизни (1, 12—14)
- в) Почему, если хочешь спастися, — веруй в Господа (1, 15—17)
- аа) Христос Господь затем и пришел, чтоб грешников спасти (1, 15)
- бб) Образец спасения сим путем —сам Апостол (1, 16)
- вв) Честь и слава премудрому Богу! (1, 17)
- г) Вот о чем учить завещаваю тебе (1, 18—20)
- 2) Какие порядки заводить и держать среди христиан
- А) Относительно церковных собраний
- а) О ком молиться в церковных собраниях? (2, 1—7)
- аа) О всех людях (2, 1—2)
- бб) Побуждение к молитве (2, 2—7)
- б) Какие держать в церковных собраниях порядки (2, 8—15)
- аа) Общее очертание церковных молитвословий (2, 8)
- бб) Упорядочение жен (2, 9—15)
- Б) Наставления относительно лиц, избираемых в клир церковный
- а) Свойства достойных епископства (3, 1—7)
- аа) Ревность (3, 1)
- бб) Добрый нрав и достохвальное поведение (3, 2—3)
- вв) Доброе управление своего дома (3, 4—5)
- гг) Не недавнее крещение (3, 6)
- дд) Уважение и среди неверных (3, 7)
- б) Свойства достойных диаконства (3, 8—13)
- 3) Как действовать на пасомых
- А) Общее – о достодолжном пастырствовании
- а) Единственный руководитель учителю истины — святая Церковь (3, 14—16)
- б) О ложном учении (4, 1—6)
- аа) Характеристика лжеучителей (4, 1—2)
- бб) Некоторые предметы лжеучения (4, 3)
- вв) Неосновательность лжеучения (4, 3—5)
- гг) Долг вооружать верующих против лжеучения (4, 6)
- в) О самосозидании пастыря (4, 6—10)
- аа) В ведении (4, 6-7)
- бб) В истинном благочестии (4, 7—10)
- г) О назидании паствы (4, 11—16)
- Б) Наставления, как учить и руководить пасомых, судя по их разным состояниям
- а) На старцев и стариц
- б) Об устроении вдовиц (5, 3—16)
- аа) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5, 3—8)
- бб) Как частнее поступать с вдовицами (5, 9—15)
- вв) О семьях вдовиц (5, 16)
- в) Как действовать относительно пресвитеров (5, 17—25)
- аа) Содержание пресвитеров (5, 17—18)
- бб) Поведение (5, 19-21)
- вв) Рукоположение (5, 22—25)
- г) Как и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6, 1—19)
- аа) Чему учить рабов? (6, 1—2)
- бб) Чему учить богатых? (6, 3—19)
- Послесловие (6, 20-21)
б) Поводы и побуждения к написанию их.
Святой Тимофей никогда почти не разлучался с святым Павлом с того времени, как взят им к себе, и если иногда посылаем был на какое дело, то всегда под ближайшим наблюдением и руководством святого Павла. Теперь он оставлен самостоятельным действователем, и по всей широте церковного управления, а главное — оставлен один. Отечески к нему расположенный святой Павел видел, как должна быть прискорбна душа святого Тимофея и как при таких чувствах трудно ему вести дела, требовавшие полного внимания и напряжения сил, не расслабляемых скорбными чувствами. Почему, немного спустя по разлучении с ним, пишет к нему Послание, которое, хотя бы ничего не содержало особенного, было бы для него и утешением, и воодушевлением, свидетельствуя о том, как духовный отец его помнит его и думает о нем. Но Послание по содержанию своему не просторечиво, а представляет довольно подробное указание, как святому Тимофею, как пастырю, действовать должно по разным частям доброго, пастырствования, —каковое указание освобождало его от гадания, так ли поступить или иначе, укрепляло в ведении порядков без раздумываний, колебаний и без опасений поступить не как следует и тем воодушевляло на дела, одобряемые совестию и убеждением в их несомненной уместности. — Сколько в этом утешения и сколько благопоспешения доброму пастырствованию!
К этому можно прибавить и следующее: оставляя святого Тимофея правителем Церкви, святой Павел, конечно, многое сказал ему на сей предмет; но мог и не успеть или не иметь времени все сказать. В продолжение пути в Македонию, он, всегда занятый устроением Церквей, передумывал, конечно, что предлежит святому Тимофею и что сказано ему в руководство. Это могло открыть ему, что недосказано и что из сказанного пояснить и подтвердить надо. Дополнения сии он мог сделать и возвратившись, как надеялся; но, как уже научился он многими опытами, ему не всегда приходилось так вести дела свои, как загадывал. Часто течение обстоятельств, Или особые указания свыше, направляли его шаги совсем не так, как он предполагал. Имея Сие в мысли, не мог он не думать, что и возвращение его в Ефес могло замедлиться или даже и всем не состояться. Это предположение сильно было заставить его сесть и написать святому Тимофею, что считал нужным дополнить или уяснить и точнее определить в пастырской его деятельности. Содержание Посланий это подтверждает осязательно.
Сказанное больше идет к Первому Посланию, в котором не указывается никакого частного обстоятельства, какое можно бы почесть поводом к писанию Послания. Что касается Второго Послания, то написать его заставила Апостола необходимость иметь при себе святого Тимофея и некоторые оставленные им по дороге вещи, в чаянии скорого возвращения. Все меня оставили, пишет он. Поспеши ко мне и захвати по дороге такие и такие вещи. Может быть, это одно написать и имелось в виду. Тогда имели бы во Втором сем Послании послание, подобное Посланию к Филимону сего же Апостола или Посланию святого Иоанна к Гаию и некоей госпоже. Но как Апостол находился в узах и участь его была в руках человека, от которого каждую минуту можно было ожидать смерти, то святой Павел счел уместным приложить к Посланию и еще нечто о добром пастырствовании. Как это важнейший предмет, то о нем речь предлежала впереди — и пошла несколько пространно, так что составила главный предмет Послания, а то, что заставило писать, явилось в виде приписки или послесловия.