- Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) О Святом Тимофее
- 2) О посланиях к святому Тимофею
- а) О месте и времени написания их.
- б) Поводы и побуждения к написанию их.
- в) Содержание Посланий.
- г) Разделение.
- Предисловие
- 1) Надпись и приветствие
- 2) Начало Послания и предмет
- Правило в руководство
- 1) О вере в Господа Иисуса
- а) Время закона уже прошло (1, 8—10)
- б) Настало время Евангелия (1, 11—14)
- аа) Закон не лежит праведнику — по благовестию (1, 11)
- бб) Удостоверьтесь, что это по Божиему устроению делается, из моей жизни (1, 12—14)
- в) Почему, если хочешь спастися, — веруй в Господа (1, 15—17)
- аа) Христос Господь затем и пришел, чтоб грешников спасти (1, 15)
- бб) Образец спасения сим путем —сам Апостол (1, 16)
- вв) Честь и слава премудрому Богу! (1, 17)
- г) Вот о чем учить завещаваю тебе (1, 18—20)
- 2) Какие порядки заводить и держать среди христиан
- А) Относительно церковных собраний
- а) О ком молиться в церковных собраниях? (2, 1—7)
- аа) О всех людях (2, 1—2)
- бб) Побуждение к молитве (2, 2—7)
- б) Какие держать в церковных собраниях порядки (2, 8—15)
- аа) Общее очертание церковных молитвословий (2, 8)
- бб) Упорядочение жен (2, 9—15)
- Б) Наставления относительно лиц, избираемых в клир церковный
- а) Свойства достойных епископства (3, 1—7)
- аа) Ревность (3, 1)
- бб) Добрый нрав и достохвальное поведение (3, 2—3)
- вв) Доброе управление своего дома (3, 4—5)
- гг) Не недавнее крещение (3, 6)
- дд) Уважение и среди неверных (3, 7)
- б) Свойства достойных диаконства (3, 8—13)
- 3) Как действовать на пасомых
- А) Общее – о достодолжном пастырствовании
- а) Единственный руководитель учителю истины — святая Церковь (3, 14—16)
- б) О ложном учении (4, 1—6)
- аа) Характеристика лжеучителей (4, 1—2)
- бб) Некоторые предметы лжеучения (4, 3)
- вв) Неосновательность лжеучения (4, 3—5)
- гг) Долг вооружать верующих против лжеучения (4, 6)
- в) О самосозидании пастыря (4, 6—10)
- аа) В ведении (4, 6-7)
- бб) В истинном благочестии (4, 7—10)
- г) О назидании паствы (4, 11—16)
- Б) Наставления, как учить и руководить пасомых, судя по их разным состояниям
- а) На старцев и стариц
- б) Об устроении вдовиц (5, 3—16)
- аа) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5, 3—8)
- бб) Как частнее поступать с вдовицами (5, 9—15)
- вв) О семьях вдовиц (5, 16)
- в) Как действовать относительно пресвитеров (5, 17—25)
- аа) Содержание пресвитеров (5, 17—18)
- бб) Поведение (5, 19-21)
- вв) Рукоположение (5, 22—25)
- г) Как и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6, 1—19)
- аа) Чему учить рабов? (6, 1—2)
- бб) Чему учить богатых? (6, 3—19)
- Послесловие (6, 20-21)
вв) Доброе управление своего дома (3, 4—5)
Глава 3, стих 4. Свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою (честностию).
Церковь — дом Божий, которым править избирается епископ. Способен ли на сие служение избираемый, можно судить по тому, как он правит своим домом. Кто хорошо правит домом, от того можно ожидать, что он хорошо будет управлять и Церковию. Хоть это дело ширше, и предметы управления сложнее, и цели его возвышеннее, но управление, как управление, одинаковых требует приемов. То правда, что заключение от хорошего домоправления к хорошему управлению Церковию не необходимо следует, но всякий хороший управитель дома, при избрании на предстоятельство в Церкви, не может не иметь перевеса над другими, подавая добрые надежды. «То же говорят и внешние, что хороший домоправитель скорее может сделаться хорошим правителем дел гражданских» (святой Златоуст). Дом обнимает и лица, живущие в нем, и имущество его, и его внешние отношения к правительству и частным лицам. Все сие есть и в Церкви: есть и лица всех состояний и возрастов,— есть и свое имущество, определяемое на содержание бедных, больных, престарелых, вдов и сирот, кроме домов собрания,— есть и свои отношения ко внешним. Кто в доме оказал опыт хорошего управления по всем частям, тот, вступая в управление Церковию, вступит не на новое и совсем неведомое ему дело. Почему скорее найдется, как действовать в том или другом случае. Святой Златоуст говорит: «и Церковь есть то же самое, что малый дом, и подобно тому, как в дому находятся дети, жена, слуги и над ними всеми возвышается своею властию муж; так и в Церкви не иное что, а то же самое (встречаем) — детей, жен, слуг. Если предстоятель Церкви имеет соучастников своей власти, то и там муж имеет соучастницею власти жену. Но здесь должно заботиться о пропитании вдовиц и девственниц? И там тоже муж имеет на своем пропитании рабов и дочерей».
Чада имущу в послушании со всякою честностию. Из всех предметов управления по дому особому предлагает вниманию избирателей поведение детей; не в том, конечно, значении, что, у кого дети хороши, тот хороший правитель, потому что тут все может зависеть от естественных причин, но в том особенно, что коль скоро дети не хороши, то отец какой уже правитель? «Дома Должен он показать хороший пример управления. Ибо кто поверит, что чужого заставит слушаться себя тот, кто своего сына не умел держать в послушании?» (святой Златоуст).—Из Добродетелей, рекомендующих чад, указывает Апостол на послушание и всякую честность: послушание к родителю, как главе дома, а честность пред всеми, и в доме, и вовне. Можно поэтому сказать, что эти две черты обнимают все доброе поведение детей. Почему блаженный Феодорит: имущу чада с такими свойствами, — толкует: «учащу детей всякой добродетели; для чего требуется, чтобы действовало не одно расположение самых детей, но и собственное его произволение». Блаженный Феофилакт пишет: «со всякою честностию — значит: и в слове, и в деле, и в одежде,— и притом пред всеми и во всякое время» — и наводит: «как можно надеяться, что сделает честными чужих, когда своим кровным попустит жить нечестно?»
Стих 5. Аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет?
Слово: не умеет — указывает на недостаток или благоразумия, или характера, а слово: прилежати — обличает леность, недостаток усердия к благосостоянию дома. Если, судя по домоправлению, в ком не предвидится ни усердия, ни характера, ни благоразумия по управлению Церковию, от того как можно ожидать хорошего управления ею,— ожидать, что он позаботится о ее благе? От меньшего Апостол заключает к большему. «Кто не умеет распоряжаться малым, тому можно ли вверять попечение о важнейшем и Божественном?» (блаженный Феодорит). «Домом управлять легче. Поэтому как может управлять делами церковными тот, кто и дом свой нехорошо устрояет?» (святой Златоуст). «Если он не мог быть хорошим правителем того, что и не велико, и удобоопределимо, то где ему управить стольких душ нравы и помыслы, недомыслимые?» (блаженный Феофилакт).