- ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1. Повод к написанию
- 2. Содержание послания
- 3. Разделение
- 4. Время и место написания
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1. Надпись и приветствие (1, 1–2)
- 2. Начало послания (1, 3–11)
- а) Бог посылает скорби для блага верующих (1, 3–7)
- б) В избавлении от бед участвуют и молитвы верующих (1, 8–11)
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (1, 12–7, 16)
- 1. Причина перемены плана путешествия (1, 12–2, 11)
- а) Искренность апостольская (1, 12–14)
- б) Неосновательность толкования в худую сторону того, что Апостол переменил свой план (1, 15–17)
- в) Эта перемена никакой не кладет тени на неизменность Евангельской истины (1, 18–22)
- г) Настоящая причина изменения плана путешествия (1, 23–2, 4)
- д) Помилование покаявшего кровосмесника (2, 5–11)
- 2. О высоте христианского откровения, или Евангельской истины, с изложением и того, как она водворяе
- а) О свойствах и действиях христианского откровения, или Евангельской истины (2, 14–4, 6)
- аа) Слово благовестия самосвидетельствованно (2, 14–3, 3)
- бб) Слово благовестия не наше, а от Бога и преславно, — преславнее откровения ветхозаветного (3, 4–1
- вв) Слово благовестия светло и просветительно (3, 12–18)
- гг) Слово благовестия самодейственно (4, 1–6)
- б) Сокровище благодати в скудельных сосудах (4, 7–5, 10)
- аа) Цели уничиженного состояния по внешности носителей благовестия (4, 7–12)
- бб) Воодушевляет при этом Апостолов уверенность в будущем спрославлении с Господом Иисусом (4, 13–15
- вв) Созерцание будущей жизни (4, 16–5, 10)
- α) Будущая жизнь преславна (4, 16–18)
- β) Почему особенно желательна будущая жизнь? (5, 1–5)
- γ) Что делать должно, чтоб сподобиться будущей жизни славной? (5, 6–10)
- в) Как идет проповедь Евангелия (5, 11–7, 1)
- аа) Бог во Христе мир примирил Себе и дал нам слово примирения (5, 11–6, 2)
- α) Существо нового завета (5, 11–18)
- β) Апостольство — существенный член в домостроительстве спасения (5, 19–6, 2)
- бб) Как способствовали Апостолы тому, чтобы верующие не вотще прияли благодать? (6, 3–10)
- вв) Обязательства внявших благовестию (6, 11– 7, 1)
- 3. Выражение радости и утешения, доставленных возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Ко
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ — ПРАКТИЧЕСКАЯ
- 1. Раздражение ревности к милостынеподаянию (8, 1–15)
- а) Примером македонян (8, 1–6)
- б) Другие, более близкие к коринфянам побуждения к щедрому милостынесобранию (8, 7–15)
- аа) Первое — то, чтобы при прочих добрых качествах не отстать им от других и в этой добродетели (8,
- бб) Второе — то, что это дело не ново для них: уж начали, остается лишь кончить (8, 10–11)
- вв) Третье — то, что не чрезмерно что требуется, а что кто может (8, 12–15)
- 2. Распоряжение Апостола послать в Коринф Тита с другими двумя братиями (8, 16–9, 5)
- а) Кто посылаемые (8, 16–24)
- б) Для чего Апостол послал к коринфянам за милостынею Тита и двух братий (9,1–5)
- 3. Увещание к щедрому, охотному и радушному подаянию (9, 6–15)
- а) Мера доброхотной щедрости — мера Божия благословения (9, 6–11)
- б) Доброхотная щедрость приводит в движение всю христианскую жизнь и служит во славу христианского и
- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ — ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ
- 1. Я и в лице строгим бываю, как и на письме (10, 1–11)
- 2. В строгости уполномочивает меня апостольское мое звание (10, 12–12, 18)
- а) Об отмерении Апостолу Павлу проповеднического удела (10, 12–18)
- б) О проповедовании Евангелия туне (2 Кор. 11, 1–20)
- в) Что претерпел Апостол в благовестии? (11,21–32)
- г) О восхищении Апостола до третьего небесе (12, 1–10)
- д) О знамениях апостольства Павлова в Коринфе с напоминанием и еще о безмездной у них проповеди (12,
- 3. Вооруженный такою властию, приду, не пощажду (12, 19–13, 10)
- ПОСЛЕСЛОВИЕ (13, 11–13)
в) Эта перемена никакой не кладет тени на неизменность Евангельской истины (1, 18–22)
Стих 18. Верен же Бог, яко слово наше еже к вам не бысть ей и ни.
Могли подумать, что если у него да — не да, и нет — не нет, то, выходит, об одном и том же у него то да, то нет. А что если и Евангелие его таково же?! Предотвращая это, он говорит: нет, не думайте так; Евангелие мое неизменно верно, как верен Бог. Так святой Златоуст: «Здесь Апостол опровергает возникающее возражение. Ибо могли ему сказать: если ты прежде положил в своем обещании прийти к нам, а после переменяешь прежде сказанное, если у тебя нет ей—ей и ни—ни, то горе нам! Не случалось ли того же и в самой проповеди? Чтобы сего не подумали и не смущались, он говорит: верен Бог, яко слово наше еже к вам, не бысть ей и ни. В проповеди, говорит, сего быть не может; но это бывает только в преднамереваемых путешествиях. В проповеди слова наши всегда верны и неизменны. Ибо словом здесь называет он проповедь. Далее представляет на сие неоспоримое доказательство, дело проповеди относя к Богу. И слова его имеют такой смысл: обещание пришествия было мое, то есть я от себя обещал оное; проповедь же не моя и не человеческая, но Божия; а что от Бога, то недоступно для лжи и обмана. Посему и сказал: верен Бог, то есть истинен. Итак, ничего не подозревайте в том, что происходит от Бога; ибо здесь ничего нет человеческого».
Стих 19. Ибо Божий Сын Иисус Христос, Иже у вас нами проповеданный, мною и Силуаном и Тимофеем, не бысть ей и ни, но в Нем Самом ей бысть.
Доказывает неизменную верность слова своего самым делом, самым производством проповеди. Когда, говорит, мы у вас проповедали Христа Спасителя, было ли так, что мы говорили одно, а вышло другое? — Нет; но что ни говорили мы, все то оправдалось делом в вас и на вас самих. Мы говорили: веруйте в Сына Божия распятого и получите отпущение грехов, чрез крещение приимете новую жизнь, чрез возложение рук наших (то же, что ныне миропомазание) даров Святого Духа сподобитесь и силою преисполнитесь к преодолению всякого греха, всякой страсти и всякого вражеского насилия. Сбылось ли так, как мы говорили? — Сбылось, и это вы знаете. Так не думайте и не говорите, что Христос, нами у вас проповеданный, был да и нет: ибо ясно видите, что в Нем все — да. Что ни говорим мы о Нем, все то так и есть; и чего ни чаете вы от Него, приступая к Нему, все то сполна и с преизбытком получаете. «Все проповеданное нами о Христе с совершенною точностию оказалось и на деле» (Экумений).
Поставляя с собою Силуана и Тимофея, с которыми в первый раз насаждал веру в Коринфе, Апостол возводит коринфян к воспоминанию того, что были они до принятия веры и что стали по принятии оной. Он как бы говорит: вспомните, что вы были до общения со Христом Господом и что стали потом; но какими вы стали потом, мы вам это обещали прежде, чем вы стали Христовыми. Христос, Сын Божий, нами у вас проповеданный, стало быть, был — да.
«Силуаном здесь назван Сила, ибо он разделял с Павлом узы в Филиппах (Деян. 16, 25). Его оставив в Берии Македонской, Павел пошел в Афины (Деян. 17, 14). Он-то вместе с Тимофеем, прибыв к Павлу в Коринф, стал его сотрудником в проповеди» (Феодорит).
Стих 20. Елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь, Богу к славе нами.
Все обетования Божии, говорит, во Христе Иисусе, Господе нашем, исполняются с совершенною точностию, — в Нем они ей и аминь. Обетования Божии изречены в Ветхом Завете чрез пророков. Они касались лица Христа Спасителя, времени, места и прочих обстоятельств Его явления, — особенно же относились к делу спасения, которое имело быть Им совершено, то есть как Он пострадает, грех ради наших, умрет на кресте, воскреснет, вознесется на небо и сядет одесную Отца, — как Духа Божественного от Отца ниспослет на обновление духовной жизни в роде человеческом чрез веру и благодать, для приготовления таким образом сынов вечного царствия. Все эти обетования, предызображенные в пророчествах, совершенно исполнились и исполняются во Христе Иисусе Господе. Приступающие верою к Господу тотчас на себе и испытывают исполнение всех обетований, относящихся к делу спасения: испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче. Другая часть обетований верующим относится к будущей жизни, — это воскресение и вечное блаженство со Христом. Эти еще не исполнились, но что несомненно исполнятся, в этом удостоверяют исполнившиеся уже обетования, которые все Апостол совмещает в даровании Духа, называя сие дарование обручением, или задатком наследия. Из сего прямо следует, что все обетования Божии во Христе Иисусе — да и аминь.
Богу к славе нами. Как обетования Божии о Христе Иисусе исполняются? — Чрез Апостолов. Ибо, чтобы сделаться причастником их, надо веровать. Как же уверовать без проповедующих? Их и устроил Господь. Сам воссел одесную Отца; вместо же Себя Духа Утешителя ниспослал и, облекши силою Его Апостолов, послал их по всему лицу земли насадить веру и водворить в людях спасение. Умножение содевающих спасение есть слава Божия на земле — последняя цель исполнения всех обетований Божиих в Господе. Для нее пришествие Господне во плоти, для нее проповедь апостольская, для нее вера, для нее и будущее блаженство, да всеми устами и всеми делами славится единый Бог, — и Апостолами, и верующими, и делами тех и других.
Святой Златоуст в беседе на сие место останавливается вниманием преимущественно на будущих обетованиях. «Много, говорит он, обетований содержит проповедь Евангельская, и о многих обетованиях благовествовали и проповедовали Апостолы. Ибо они говорили и о воскресении, и о всыновлении, и о бессмертии, и о великих наградах в будущей жизни и неизреченных там благах. Сии-то обетования Апостол называет непреложными. Если же непреложны обетования Божии и нет сомнения, что Бог исполнит оные, то тем более верен Сам Он и слово о Нем твердо: и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его; но всегда есть и один и тот же. Что же значит: в том ей, и в том аминь? — Сим он показывает, что обетования Божии непременно сбудутся, ибо исполнение их зависит от Бога, а не от человека. Итак, нечего бояться. Ибо обещает не человек, которого можно подозревать в неверности, но Бог, Который говорит и творит».
Стихи 21 и 22. Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша.
Извествуяй, βεβαιων — утверждающий; но не просто утверждающий, а утверждающий в убеждении, сообщающий нам непоколебимую уверенность в твердости веры и обетований о Христе Иисусе Господе. — И помазавый, то есть Духом Святым нас исполнивший, силою Которого сообщаются духу нашему совершенства, предызображавшиеся в древних первосвященниках, пророках и царях. Помазание сие — не знак внешний, а внутреннее вселение означаемого. Что обетования Божии неложны, в этом удостоверяет сие помазание. Так устроил и так совершает в нас Сам Бог. — Нас с вами, то есть и Апостолов, и верующих: ибо говорится о том, что одинаково действуется и в тех, и в других; и Апостолы в сем отношении не имеют преимущества пред верующими, ибо сие принадлежит к общему строю веры и дела спасения.
Следующие слова: Иже и запечатле нас объясняют помазание; а — даде обручение Духа в сердца указывают основание для извествования. Запечатле — значит положил в нас печать дара Духа Святого. Дар Духа и есть печать Божия на нас. Печать на воске дает форму ему; печать в духе нашем есть сформирование его по действию воспринятого Духа благодати. Этим означается и возрождение, и облагодатствование. Апостол хочет сказать словом: запечатле, что все это не имя и знак, но сила и жизнь. — Даде обручение Духа в сердца наша. Запечатление Духом и есть дарование Духа в сердца, или вселение Его во внутреннем нашем человеке. Это вселение есть обручение, то есть залог, задаток, в удостоверение, что и все обетования, не исполнившиеся еще, исполнятся несомненно. Удостоверение поселяется тем, что задаток дан такой большой. Если бы маленький был задаток, уместно было бы еще сомневаться, как обычно и бывает в житейском быту; а когда такой большой, как дарование Духа, кто может сомневаться, что и будущее все исполнится в точности?
Святой Златоуст говорит: «Из бывшего (то есть сбывшегося) Апостол утверждает истину будущего. Ибо если Сам Бог утверждает нас во Христа, то есть не попускает нам колебаться в вере во Христа, и Сам помазал нас и даровал Духа в сердца наши, то как не дарует нам благ, обетованных в будущей жизни? Как не даст нам и сих благ после того, как даровал уже начало и основание, корень и источник оных, то есть истинное познание о Нем, и причастие Святого Духа? Подлинно, если и настоящие блага, которыми пользуемся, уже даны ради тех, которых ожидаем еще, то Даровавший настоящие, верно, дарует и ожидаемые. И если сии полученные нами блага Он даровал нам тогда, когда мы были еще врагами Его, то тем паче дарует нам будущие, когда мы сделались уже любезными Ему. Посему Апостол не просто сказал: Духа, но прибавил: обручение, то есть залог, дабы сим более нас уверить и обнадежить в получении всего обещанного Богом. Действительно, если бы Бог не хотел даровать нам всего, что обещал, то не благоволил бы дать и залога, чтобы не погубить оный попусту и напрасно».
Таким образом, говорит, что слово наше не было в вас ей и ни, и что, напротив, все, нами вам возвещенное, неизменно верно, в этом осязательное удостоверение имеете вы в том, что с вами и в вас совершилось и вами получено. Не дерзайте потому наводить на это тень сомнения из-за того, что я переменил план. Напротив, из верности дела спасения, в вас совершившегося, вам следовало бы заключить, что если я изменил свой план, то изменил не по какому-либо легкомыслию или изменчивости, а имея на то важные причины. Я сейчас и скажу вам их.