- ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ, истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) Сведения о стране Галатийской и жителях.
- 2) Основание Церквей в Галатии.
- 3) Повод к написанию Послания.
- 4) Содержание Послания.
- 5) Время и место написания.
- 6) Разделение.
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-10)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—5).
- б) Начало Послания (1, 6—10).
- аа) Что заставляет Апостола писать Послание (1, 6—7)
- бб) Предмет, который Апостол будет доказывать 6 Послании (1, 8—10)
- ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 11-2, 21)
- 1) О непосредственно откровении Евангелия святому Павлу Самим Господом (1, 11-16)
- а) Доказывает это своим авторитетом (1, 11—12)
- б) Подтверждает это внезапною своею переменою (1, 13—16)
- 2) От других Евангелию не мог научиться святой Павел (1, 17—24)
- а) Ни от Апостолов (1, 17—20)
- б) Ни от других (1, 21—24)
- 3) О согласии учения святого Павла с учением прочих Апостолов, что торжественно утверждено на Апосто
- а) Побуждение и цель хождения в Иерусалим (2, 1—2)
- б) Как был принят христианами там? (2, 3—5)
- в) Как отнеслись к нему Апостолы? (2, 6—10)
- 4) Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в противостании святому Петру,
- а) Сказание о сем событии (2, 11—14)
- б) Речь по поводу его (2, 15—21)
- аа) Сначала Апостол держит внимание все на том же случае (2, 15—18)
- бб) Затем Апостол показывает, как на Господа Единого должно возложить упование спасения (2, 19—21)
- ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5, 12)
- А) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНУЖНОСТИ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО ДЛЯ ГАЛАТОВ, КАК ЯЗЫЧНИКОВ (3, 1-14)
- 1) Первое — из получения ими Святаго Духа помимо закона (3, 1-5)
- 2) Второе доказательство ненужности закона для галатов, как язычников: так изначала, в обетовании ав
- Б) ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕРЫ ПОМИМО ЗАКОНА (3, 15-29)
- 1) Закон не отметает обетования, данного Аврааму (3, 15—18)
- 2) Для чего же дан закон? (3, 19—29)
- В) УБЕЖДЕНИЕ ИЛИ УГОВАРИВАНИЕ ГАЛАТОВ ПРИНЯТЬ ДОКАЗАННУЮ ИСТИНУ О НЕНУЖНОСТИ БОЛЕЕ ЗАКОНА И НЕ ВЯЗАТ
- 1) Умовые убеждения (4, 1—10)
- а) Ценные для иудея (4, 1—7)
- б) Ценные для язычника (4, 8—10)
- 2) Впечатлительные для сердца убеждения (4, 11—20)
- а) Преславность дела (4, 21—5, 1)
- б) Необходимость (5, 2—6)
- в) Легкость и удобство (5, 7—12)
- НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5, 13-6, 10)
- 1) Общее начало христианской жизни (5, 13-25)
- 2) Достодолжный характер совершеннейших и руководящих в христианском обществе лиц, с кратким указани
- 3) Сильнейшее побуждение к жизни духовной и всякому доброделанию. (похоже на заключение нравоучитель
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6, 11-18)
б) Ни от других (1, 21—24)
Пояснив, что не видал Апостолов, а между тем оказался не состоящим с ними в разногласии в учении, которое проповедал уже три года, из чего выходило, что и его учение из того же источника, из какого и учение тех, — святой Павел кратко поясняет теперь то, что и с другими верующими у него не было сношений, что, следовательно, и от них он ничего не мог слышать о вере, между тем они, слыша о его подвигах в распространении веры, славили Бога; из чего выходило тоже, что его учение согласно с учением Вселенских Церквей, насажденных Апостолами в иудейских городах и селениях, и, следовательно, есть из одного с ними источника.
Глава 1, стих 21. Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския.
То есть, помимо Иудеи и Палестины, где Церкви насаждены Апостолами и где, вероятно, в это самое время продолжали действовать насадители веры, видевшие Господа. Стало, «он не встречался с Апостолами даже и случайно» (святой Златоуст). И с другими верующими, между которыми могли быть сильные знатоки веры, не имел он сношения. Все наводит на то, что учение его не зависимо ни от кого из людей, а между тем согласно с Апостольским, которое от Господа. Видно само собою, что отсюда следовало.
В Деяниях пишется, что святой Павел, живя в Иерусалиме, дерзал о имени Господа Иисуса и стязался с еллинами, то есть с иудеями, жившими среди язычников и случайно бывшими теперь в Иерусалиме, которые раздражались против него и искали убить его. Это понудило его удалиться из Иерусалима, и верующие для безопасности проводили его до Кесарии, откуда он отправился в Таре, место рождения своего (см.: Деян. 9, 29—30). Путь лежал чрез Сирию. Сирию, может быть, только перешел святой Павел в это время, а в Киликии, верно, и проповедал. Трудно было ему удержаться, чтобы на месте рождения своего не возгласить благовестие, которое исполняло его сердце неисчерпаемою радостию о спасении. Что он точно тут проповедал и основал даже Церкви, можно заключить из того, что, проходя потом, во второе свое путешествие, Сирию и Киликию, он утверждал Церкви (см.: Деян 15, 41). Как бы он утверждал их, если бы не насадил прежде? Почему святой Златоуст пишет: «после свидания с Петром, снова начинает он слово проповеди и предлежащий подвиг, не касаясь иудеев, как потому, что был послан к язычникам, так и потому, что не хотел строить на чужом основании». То же и Иероним: «пошел в Киликию, желая привлечь ее к вере во Христа, благовествуя ей призвание к покаянию»
Стихи 22 — 23. Бех же не знаем лицем церквам Иудейским, яже о Христе: точию же слышаще бяху, яко гоняй нас иногда, ныне благовествует веру, юже иногда разрушаше.
Церкви иудейские — те, кои, кроме Иерусалима, насаждены были в Иудее. «Уверовавшие во Христа были не в одном Иерусалиме, их было много по всей Иудее, так что из них составлялись целые Церкви» (блаженный Августин). Надо полагать, что святые Апостолы, прежде чем разошлись в разные страны, призвали к вере иудеев, живших в Палестине, и, насадив здесь Церкви и утвердив их, обратились и к другим народам. Эти Церкви не знали в лицо святого Павла, а только слышали о его обращении и подвигах в проповеди Евангельской. Слух доходил до них тоже от христиан, которые говорили: гонитель наш ныне благовествует веру нашу; что потом и сами они повторяли. Это исполняло их радостию и возбуждало к славословию Бога!
Что должны были заключить из сих слов галаты? Прежде всего они должны были подумать: как же новые наши учители говорили о святом Павле, что он между иудеями разрешает обрезание, когда он даже не видал тамошних христиан? Так святой Златоуст: «что он хотел сказать словами: не знаем бех церквам Иудейским? То, что он так далек был от того, чтобы проповедать им обрезание, что даже в лицо не был им знаком». То же и Экумений: «не только, говорит, не учил я уверовавших от обрезания, что должно обрезываться (ибо клеветали на него, что он для веровавших иудеев разрешал обрезание), не только, говорит, не учил так, но они даже и лица моего не видали».
И то внушалось этим, что святой Павел, не могший научиться вере от старших Апостолов, не слышал о ней ничего и от других веровавших. Так Фотий у Экумения: «у Петра я не учился, а только видел его; у Иакова не учился и его только видел; не учился и ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали? Но если они радовались, что гнавший веру стал благовествовать ее, то не значило ли это, что вера, благовествуемая им, одинакова с верою тех, кои радовались сему благовестию?»
Стих 24. И славляху о мне Бога.
Видели в обращении его перст Божий, очевидное подтверждение истины Евангелия, знак Божия к вере благословения, и более утверждались в вере, и, радуясь тому, славили Бога, Который совершил сие. «Узнав внезапную перемену, что волк делает свойственное пастырям, совершившееся со мною обратили для себя в повод к славословию Божию» (блаженный Феодорит). «Не сказал: дивились мне, хвалили меня, изумлялись мне, но показал, что все это было дело благодати: и славляху, говорит, о мне Бога» (святой Златоуст). «Славляху о мне Бога,— не такого-то и такого-то учителя, но Самого Бога. Ибо Он Сам открыл мне и научил проповеди» (Экумений). Говорит же о сем святой Павел, давая разуметь, что верующие из иудеев не против него, одного с ним духа, одних начал, и что, следственно, те лжеучители, разноглася с ним, разногласят со всеми верующими. «Верующие, говорит, из иудеев, которых он прежде преследовал, радовались и благодарили Бога, что Он сделал его из гонителя защитником веры, давая понять галатам, что они обмануты и что под именем христиан они будут то же, что иудеи, если станут обрезывать плоть свою; ибо закон Христов требует другого, чем иудейство: там обрезания плоти, здесь — сердца; там стихиями служат Богу, здесь — духом» (Амвросиаст).