- ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ, истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) Сведения о стране Галатийской и жителях.
- 2) Основание Церквей в Галатии.
- 3) Повод к написанию Послания.
- 4) Содержание Послания.
- 5) Время и место написания.
- 6) Разделение.
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-10)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—5).
- б) Начало Послания (1, 6—10).
- аа) Что заставляет Апостола писать Послание (1, 6—7)
- бб) Предмет, который Апостол будет доказывать 6 Послании (1, 8—10)
- ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 11-2, 21)
- 1) О непосредственно откровении Евангелия святому Павлу Самим Господом (1, 11-16)
- а) Доказывает это своим авторитетом (1, 11—12)
- б) Подтверждает это внезапною своею переменою (1, 13—16)
- 2) От других Евангелию не мог научиться святой Павел (1, 17—24)
- а) Ни от Апостолов (1, 17—20)
- б) Ни от других (1, 21—24)
- 3) О согласии учения святого Павла с учением прочих Апостолов, что торжественно утверждено на Апосто
- а) Побуждение и цель хождения в Иерусалим (2, 1—2)
- б) Как был принят христианами там? (2, 3—5)
- в) Как отнеслись к нему Апостолы? (2, 6—10)
- 4) Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в противостании святому Петру,
- а) Сказание о сем событии (2, 11—14)
- б) Речь по поводу его (2, 15—21)
- аа) Сначала Апостол держит внимание все на том же случае (2, 15—18)
- бб) Затем Апостол показывает, как на Господа Единого должно возложить упование спасения (2, 19—21)
- ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5, 12)
- А) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНУЖНОСТИ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО ДЛЯ ГАЛАТОВ, КАК ЯЗЫЧНИКОВ (3, 1-14)
- 1) Первое — из получения ими Святаго Духа помимо закона (3, 1-5)
- 2) Второе доказательство ненужности закона для галатов, как язычников: так изначала, в обетовании ав
- Б) ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕРЫ ПОМИМО ЗАКОНА (3, 15-29)
- 1) Закон не отметает обетования, данного Аврааму (3, 15—18)
- 2) Для чего же дан закон? (3, 19—29)
- В) УБЕЖДЕНИЕ ИЛИ УГОВАРИВАНИЕ ГАЛАТОВ ПРИНЯТЬ ДОКАЗАННУЮ ИСТИНУ О НЕНУЖНОСТИ БОЛЕЕ ЗАКОНА И НЕ ВЯЗАТ
- 1) Умовые убеждения (4, 1—10)
- а) Ценные для иудея (4, 1—7)
- б) Ценные для язычника (4, 8—10)
- 2) Впечатлительные для сердца убеждения (4, 11—20)
- а) Преславность дела (4, 21—5, 1)
- б) Необходимость (5, 2—6)
- в) Легкость и удобство (5, 7—12)
- НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5, 13-6, 10)
- 1) Общее начало христианской жизни (5, 13-25)
- 2) Достодолжный характер совершеннейших и руководящих в христианском обществе лиц, с кратким указани
- 3) Сильнейшее побуждение к жизни духовной и всякому доброделанию. (похоже на заключение нравоучитель
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6, 11-18)
б) Речь по поводу его (2, 15—21)
Речь святого Павла к святому Петру, по поводу отчуждения его от язычников, только началась предыдущими словами. Она непрерывно идет и далее до конца главы и выясняет существо веры во Христа Господа, и особенно свободу при ней от закона, в чем главный предмет Послания. И все древние толковники (исключая одного, кажется, Амвросиаста), считают стихи 15 — 21 продолжением речи святого Павла к Петру и прочим бывшим там иудеям. Иные прямо это означают, как Феодорит, который переходит от 14-го стиха к 15-му так: «сказует же Павел и все иное, что говорил он блаженному Петру, имея в виду пользу бывших там иудеев». Другие, не поминая о том, ходом речи своей дают понять, что они следующие с 15-го стиха слова считают продолжением речи, начатой в 14-м, как святой Златоуст, который говорит: «сперва он устремил речь свою к одному Петру, сказав: аще ты Иудей сый,— а потом обращает оную ко всем, не исключая и себя».
И течение речи таково, что никакого повода не дает полагать, что она с 15-го стиха обращается уже к другим лицам. Никому на мысль не придет, чтоб святой Павел, бывший очевидно в движении, начав речь к святому Петру, ограничился тем одним, что сказал в 14-м стихе. Напротив, после сего стиха невольно ожидается дальнейшая речь, в том же духе и тоне, и слова: мы естеством иудеи и прочее — совершенно отвечают этому ожиданию. Но согласись только, что хоть один стих еще сказан был в Антиохии, уже не найдешь, на чем остановиться до конца речи, чтоб сказать: отсюда обращается святой Павел к галатам. К галатам обращается он после сей речи с 1-го стиха 3-й главы. Здесь же вся речь идет к святому Петру и прочим иудеям. И такую мысль тем необходимее удержать, что стиха 18 (яже разорил...) понять нельзя, если не относить его к святому Петру, бросившему было иудейские порядки и потом опять за них взявшемуся; а стих сей стоит в средине всей речи. Другие хватаются за это и говорят: 18-м стихом и кончается речь к святому Петру, а далее она обращена к галатам. Но стоит только прочитать в ряд эги стихи, чтоб отказаться от такой догадки. С 18-го стиха святой Павел речь ведет в своем лице: аз... аз. Этим 19-й стих сливается с 18-м внешне; внутренне же, мыслями, он с ним связуется союзом: ибо, аз бо... Разрывать их, следовательно, и не приходится. То несомненно, что, приводя сию речь в Послании к Галатам, святой Павел имел в виду пользу галатов и она, точно, дает им сильные внушения; но то будут спасительные для галатов выводы из речи, не к ним обращенной. Эти выводы некоторые из древних толковников и делают.
Заметить можно, впрочем, что никакого влияния не имеет на понимание сих стихов, в Антиохии ли к Петру сказаны они или в Ефесе написаны к галатам. Потому напрягаться определять то и нужды нет, и не важно. Важно то, что они изречены святым Павлом и, следовательно, богодухновенны.
В сей речи: аа) сначала святой Павел держит внимание все на том же случае, по которому и начал говорить, стараясь из самого поведения святого Петра и других иудеев извлечь убеждение в том, как неосновательно держаться закона, особенно после того, как уже он был так открыто оставляем (см.: 2, 15 — 18); бб) потом показывает, как искренно уверовавшему во Христа должно на Него уже Единого возложить все свое упование спасения, решительно отказавшись от закона. Говорит об этом настроении так, как оно у него образовалось и держится, давая разуметь, что оно таково же должно быть и во всех (см.: 2, 19—21).