- ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ГАЛАТАМ, истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1) Сведения о стране Галатийской и жителях.
- 2) Основание Церквей в Галатии.
- 3) Повод к написанию Послания.
- 4) Содержание Послания.
- 5) Время и место написания.
- 6) Разделение.
- ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-10)
- а) Надпись и приветствие (1, 1—5).
- б) Начало Послания (1, 6—10).
- аа) Что заставляет Апостола писать Послание (1, 6—7)
- бб) Предмет, который Апостол будет доказывать 6 Послании (1, 8—10)
- ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 11-2, 21)
- 1) О непосредственно откровении Евангелия святому Павлу Самим Господом (1, 11-16)
- а) Доказывает это своим авторитетом (1, 11—12)
- б) Подтверждает это внезапною своею переменою (1, 13—16)
- 2) От других Евангелию не мог научиться святой Павел (1, 17—24)
- а) Ни от Апостолов (1, 17—20)
- б) Ни от других (1, 21—24)
- 3) О согласии учения святого Павла с учением прочих Апостолов, что торжественно утверждено на Апосто
- а) Побуждение и цель хождения в Иерусалим (2, 1—2)
- б) Как был принят христианами там? (2, 3—5)
- в) Как отнеслись к нему Апостолы? (2, 6—10)
- 4) Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в противостании святому Петру,
- а) Сказание о сем событии (2, 11—14)
- б) Речь по поводу его (2, 15—21)
- аа) Сначала Апостол держит внимание все на том же случае (2, 15—18)
- бб) Затем Апостол показывает, как на Господа Единого должно возложить упование спасения (2, 19—21)
- ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5, 12)
- А) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНУЖНОСТИ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО ДЛЯ ГАЛАТОВ, КАК ЯЗЫЧНИКОВ (3, 1-14)
- 1) Первое — из получения ими Святаго Духа помимо закона (3, 1-5)
- 2) Второе доказательство ненужности закона для галатов, как язычников: так изначала, в обетовании ав
- Б) ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕРЫ ПОМИМО ЗАКОНА (3, 15-29)
- 1) Закон не отметает обетования, данного Аврааму (3, 15—18)
- 2) Для чего же дан закон? (3, 19—29)
- В) УБЕЖДЕНИЕ ИЛИ УГОВАРИВАНИЕ ГАЛАТОВ ПРИНЯТЬ ДОКАЗАННУЮ ИСТИНУ О НЕНУЖНОСТИ БОЛЕЕ ЗАКОНА И НЕ ВЯЗАТ
- 1) Умовые убеждения (4, 1—10)
- а) Ценные для иудея (4, 1—7)
- б) Ценные для язычника (4, 8—10)
- 2) Впечатлительные для сердца убеждения (4, 11—20)
- а) Преславность дела (4, 21—5, 1)
- б) Необходимость (5, 2—6)
- в) Легкость и удобство (5, 7—12)
- НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5, 13-6, 10)
- 1) Общее начало христианской жизни (5, 13-25)
- 2) Достодолжный характер совершеннейших и руководящих в христианском обществе лиц, с кратким указани
- 3) Сильнейшее побуждение к жизни духовной и всякому доброделанию. (похоже на заключение нравоучитель
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6, 11-18)
4) Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в противостании святому Петру, когда тот не по времени и месту оказал снисхождение иудействующим христианам (2, 11-21)
Говорили лжеучители галатам, что святой Павел сам нестоек в своих убеждениях. У вас учит, что нисколько не нужно держаться закона, а в других местах, между иудеями, сам блюдет закон и других подчиняет закону (святой Тимофей уже был обрезан). Из этого выходило' что ж его слушать, когда он то так, то иначе действует? Против этого святой Павел отвечает им сказанием о том, как он действовал в отношении к святому Петру, когда тот, по неведению, нечаянно поступил несогласно с благом Церкви и успехами Евангелия. Смысл этого сказания таков: точно, я бываю с иудеями иудей и на других действующих так смотрю снисходительно, но только дотоле, пока этим содевается спасение многих и зиждется благо веры; как же скоро из этого выходило что-либо вредное для веры и Церкви, тогда я восставал против этого со всею силою, несмотря ни на какое лицо; обстоятельство это и: а) само по себе много поучительно (см.: 2, 11 — 14); но оно особенно значительно для понимания веры тою: б) речью (см.- 2, 15 — 21), которую святой Павел держал тогда в присутствии иудеев и еллинов о спасении в Господе Иисусе Христе, с совершенным отрешением от всех дел законных Эта речь служит переходом к следующей части, дает тему, которую потом раскрывает святой Павел и доказывает со свойственною ему энергиею слова.