- ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА истолкованное святителем Феофаном
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Сведения о Коринфе и коринфянах
- 2. Основание в нем Церкви Христовой (Деян. гл. 18)
- 3. Повод к написанию послания
- 4. Время и место написания
- 5. Разделение
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1. Надпись и приветствие (1, 1–3)
- 2. Начало послания 1, 4–9
- а) Апостол благодарит Бога за данную коринфянам благодать (1, 4–7)
- б) Апостол выражает надежду, что Бог сохранит их доконца (1, 8–9)
- ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. ПРЕСЕЧЕНИЕ НАЧАВШИХСЯ РАЗНОРЕЧИЙ (1, 10–4, 31)
- 1. Краткое обличение начавшихся разноречий (1, 10–16)
- а) Увещание к единоречию и единомыслию (1, 10)
- б) Указание, в чем разноречие (1, 11–12)
- в) Обличение нелепости таких толков (1, 13–16)
- 2. Заграждение источников, из которых исходили толки коринфян (1, 17–4, 16)
- а) Слишком большое доверие к мудрости человеческой (1, 17–2, 16)
- аа) Предмет Евангельской проповеди невместим для мудрости человеческой, и это по намерению Божию (1,
- бб) И в числе верующих немного мудрых и видных лиц, но, уверовав, они получают высокое духовное дост
- вв) И апостол в Коринф приходил в смиренном виде, с простым словом о Распятом, чтоб уверование их ни
- гг) Проповедь при первом оглашении проста; но уверовавшие потом в области веры получают ведение исти
- б) Неправильное понятие о том, какая роль Апостолов в деле проповеди (3,1–4, 16)
- аа) Что суть Апостолы в деле проповеди, в устроении спасения верою в Господа? (глава 3)
- α) Переход к указанию значения Апостолов в деле устроения спасения проповедию Евангелия (3, 1–4)
- β) Значение Апостолов и учителей в деле устроения спасения проповедию Евангелия (3, 5–9)
- γ) Вразумительные для заправителей коринфских толков наведения (3, 10–23)
- δ) Если судить об Апостолах, то с какой стороны судить о них следует (4, 1–16)
- 3. Заключение. Извещает о послании святого Тимофея и своем скором прибытии, с вразумительными внушен
- ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. ОБЛИЧЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ (главы 5 и 6)
- 1. Обличение за равнодушие к греху кровосмесительства (5, 1–13)
- а) Обличение коринфян и суд над кровосмесником (5, 1–8)
- аа) Тяжесть греха кровосмесника и осуждение равнодушия коринфян (5, 1–2)
- бб) Суд отлучения над кровосмесником (5, 3–5)
- вв) Почему надо так действовать в отношении ко всякому грешнику и греху (5,6–8)
- б) Наставление об очищении христианского общества от всех явных грешников (5, 9–13)
- 2. Обличение за тяжбы пред неверными (6, 1–8)
- а) Тяжбы между христианами не должны разбираться языческими судьями (6, 1–6)
- б) Между христианами вообще не должно быть тяжб (6, 7–8)
- 3. Обличение грешной и страстной жизни вообще, особенно плотоугодливой (6, 9–20)
- а) Обличение грешной и страстной жизни вообще (6, 9–11)
- б) Обличение жизни плотоугодливой (6, 12–19)
- аа) О чревоугодии (9, 12–13)
- бб) О блуде (6, 14–19)
- в) Прославление Бога в душах и телесах (6, 20)
- ТРЕТЬЕ ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ И БЕЗБРАЧИИ (7, 1–40)
- 1. О браке (7, 1–24)
- а) Общий закон о браке (7, 1–2)
- б) Совет об употреблении брачного ложа (7, 3–6)
- в) Совет безбрачным и вдовицам (7, 7–9)
- г) Наставление брачным (7, 10–24)
- аа) Наставление брачным, когда оба верующие (7, 10–12)
- бб) Наставление брачным, когда один из неверующих (7, 12–24)
- α) Совет брачным не разлучаться (7, 12–16)
- β) Совет оставаться в том состоянии, в каком кто бывает призван к вере (7, 17–24)
- 2. О безбрачии (7, 25–40)
- а) Общие положения (7, 25–35)
- аа) Лучше быть в безбрачии (7, 25–28)
- бб) Основания, по которым предпочтительнее безбрачность (29–35)
- α) Время прекращено есть (7, 29–31)
- β) В безбрачии удобнее угождать Богу (7, 32–35)
- б) Приложение данных наставлений к делу (7, 36–40)
- аа) Наставления девам (7, 36–38)
- бб) Наставление вдовам (7, 39–40)
- ЧЕТВЕРТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ИДОЛОЖЕРТВЕННОМУ (8–11, 1)
- 1. О соблазнении немощных (главы 8 и 9)
- а) Как происходит соблазн (глава 8)
- аа) Стих 8, 1-6
- бб) Стих 8, 7-13
- б) Убеждение воздерживаться от соблазна (глава 9)
- аа) я — Апостол (9, 1–3)
- бб) Как Апостол, могу пользоваться содержанием от верующих (4–14)
- вв) Но я не пользовался этим правом (9, 15–18)
- гг) И не только этим правом не пользовался, но и от многого другого отказывался в пользу обращаемых
- дд) Приложение к коринфянам изложенного (24–27)
- 2. Вкушающие идоложертвенное сквернятся (Глава 10)
- а) Примеры судов Божиих (10, 1–13)
- аа) Параллель между Израилем и христианами (10, 1–4)
- бб) Применение к христианам бывшего во Израиле (10, 5–13)
- б) Вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, и потому не безвинны от идолослужения (1
- в) Как же обходиться с пищею, чтобы не согрешить употреблением идоложертвенного? (23–33)
- ПЯТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. ОБЛИЧЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ НЕПОРЯДКОВ ПРИ ЦЕРКОВНЫХ СОБРАНИЯХ (11, 2—34)
- 1. Против непокровения женами глав в церкви (11, 2–16)
- а) Голова женщины должна быть покрыта по порядку домостроительства (11, 2–6)
- б) Голова женщины должна быть покрыта по порядку творения (11, 7–12)
- в) Покрывать голову женщине — требование здравого смысла (11, 13–16)
- 2. Против нестройностей на вечерях любви (11, 17–34)
- а) Указание и обличение нестроений на вечерях любви (11, 17–22)
- б) О таинстве Тела и Крови Господних (11, 23–32)
- аа) Установление Таинства Тела и Крови Господних (11, 23–26)
- бб) О достойном приступании к Тайнам Тела и Крови Господних (27–32)
- в) Постановления о вечерях любви (33–34)
- ШЕСТОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. О ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА В ЦЕРКВИ (Главы 12–14)
- 1. О Благодатных дарах вообще (глава 12)
- а) Указание источника, цели и разнообразия даров Святого Духа (12, 1–11)
- аа) Стих 12, 1- 3
- бб) Стих 12, 4-6
- вв) Стих 12, 7
- гг) Стих 12, 8-11
- б) Сравнением устройства Церкви, вмещающей разные дары и разнодаровитых, с телом, составленным из ра
- в) Применение предыдущих рассуждений к тому, что есть в Церкви (12, 27–31)
- 2. О любви, как пути высшем (глава 13)
- а) Превосходство любви над всеми дарами и подвигами (13, 1–3)
- б) Любовь — полнота добродетелей и отвержение всех страстей (13, 4–7)
- в) Любовь пребывает вечно (13, 8–13)
- 3. Об употреблении дара пророчества и языков (глава 14)
- а) Превосходство дара пророчества пред даром языков (14, 1–25)
- аа) Стихи 14, 1-5
- бб) Стихи 14, 6-11
- вв) Стихи 12, 12-19
- гг) Стихи 12, 20-25
- б) Правила об употреблении в Церкви даров пророчества и языков (14, 26–38)
- аа) Общий закон: все к созиданию (14, 26)
- бб) Правила для облагодатствованных дарами (14, 27–36)
- α) К говорящим языками (14, 27–28)
- β) К пророкам (14, 29–33)
- γ) К женам (14, 34–36)
- вв) Общее убеждение к исполнению сказанного (14, 37–38)
- в) Заключение всего сказанного о даре пророчества и языков (14, 39–40)
- СЕДЬМОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ (Глава 15)
- 1) Доказательства истины Воскресения мертвых (15, 1–34)
- а) Истина Воскресения Христова несомненна (15, 1–11)
- б) Доказательства воскресения мертвых (15, 12–34)
- аа) Нелепо при вере в воскресение Христово думать, что нет воскресения мертвых (15, 12–19)
- бб) О силе Воскресения Христова, несомненно доказанного (15, 20–28)
- α) Картина воскресения всех (15, 20–23)
- β) Преславное изменение всей вселенной (15, 24–28)
- вв) Убеждения к принятию истины всеобщего Воскресения (15, 29–32)
- в) Краткое увещание по поводу всего сказанного (15, 33–34)
- 2. Об образе Воскресения (15, 35–53)
- а) Какою силою воскреснут тела? (15, 36–38)
- б) В каком виде воскреснут тела? (15, 39–50)
- аа) Свойства будущих тел (15, 39–44)
- бб) Основание, что так должно быть по домостроительству нашего спасения (15, 45–50)
- в) Пророческое сказание, как делом совершится будущее Воскресение (15, 51–53)
- 3. Победная над смертию песнь с кратким увещанием (15, 54–58)
- ВОСЬМОЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (глава 16)
- 1. Распоряжение о заготовлении милостыни для иерусалимлян (16, 1–4)
- 2. Извещение о своих намерениях относительно путешествия и трудов в проповеди (16, 5–9)
- 3. Наказ о Тимофее, с вестию об Аполлосе (16, 10–12)
- 4. Напоминания — бодренно и мужественно стоя в вере, пребывать во взаимной любви, повинуясь предстоя
- 5. Целования, изъявления благожеланий, поклоны (16, 19–20)
- 6. Последнее слово и благожелание Апостола (16, 21–24)
а) Апостол благодарит Бога за данную коринфянам благодать (1, 4–7)
Благодаря Бога за благодать веры и за дарования коринфянам, святой Павел из дарований именует только дар слова и разума, потому что этих предметов касались неправости коринфян, о прочих же дарах поминает вообще, что они ни одного не лишены. Таким началом он, «намереваясь обличать, услаждает сперва слух, чтобы соделать способными к приятию врачевства; между тем сказанное им и не ложно, потому что благодарит Бога за дары, действительно данные им» (Феодорит).
Стих 4.Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе.
Благодарю Бога. «Чему других научает святой Павел, когда говорит: со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4, 6), то делает и сам, внушая нам начинать все этими словами и благодарить Бога прежде всего. Ибо ничто так не угодно Богу, как благодарность и за себя, и за других. Почему святой Павел начинает так почти каждое послание, здесь же сделать это было необходимее, нежели в других. Ибо кто благодарит, тот благодарит, как чувствующий благодеяние, и как бы воздает за дарованную благодать; благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние. Это нужно знать всем, тем более коринфянам, которые склонялись на сторону разделявших Церковь» (святой Златоуст).
Бога моего. «По великой любви он усвояет себе принадлежащее всем и называет Бога своим, как обыкновенно выражались и Пророки: Боже, Боже, мой! Вместе с тем внушает и им (коринфянам и нам) говорить то же. Кто говорит так, тот, оставив все человеческое, обращается к Тому, Кого призывает с великою любовию. Ибо так говорить может тот, кто, от житейского постоянно обращаясь к Богу, предпочитает Его всему и непрестанно благодарит не только за благодать, уже дарованную, но и за всякое благо, какое ни получит, возносит Ему хвалу. Посему не просто сказал: благодарю, но всегда о вас, научая их благодарить всегда, и не другого кого, а только Бога» (святой Златоуст).
В слове всегда нет преувеличения, и для пояснения его нет нужды доразумевать: всегда, когда становлюсь на молитву, ибо благодарное сердце можно иметь постоянно, несмотря ни на какие занятия и дела. Равно и все другие благоговейные к Богу чувства — страха Божия, упования, предания себя в волю Божию, а наипаче любви — тоже и можно, и должно иметь постоянно. Кто их имеет, тот непрестанно с Богом пребывает и непрестанно молится.
Благодарит за коринфян, а между тем сколько после обличает в них неисправностей! Из этого надо заключить, что корпус Церкви был здрав и что немощи прорывались только по окраинам, беспокоя, конечно, и подвергая опасности всю Церковь, но не всю ее проникая.
О благодати Божией, данней вам о Христе Иисусе. Здесь разумеется благодать веры во Христа Господа со всеми благами духовными, коих причастниками делает она верующих. Великое благодеяние Божие, когда какая местность и тем паче народ какой просвещается верою! Во Христе Иисусе — неисследимое богатство духовное. Которые верою прилепляются к Нему, тотчас получают все существенное, чту необходимо для того, чтобы быть настоящим христианином, а потом, по мере верности и успеха в жизни о Христе Господе, преподается постепенно и прочее, и сему восполнению конца нет. Апостол поминает здесь о всем, что уже сообщено Коринфской Церкви, чем уже они обладали. Тем, которые среди их были неисправны, этими словами напоминалось: «Итак, если вам дана благодать, то чту высокомудрствуете? Почему надмеваетесь? И через кого она дана? Через меня ли, или чрез другого Апостола? — Нет, но чрез Иисуса Христа, ибо это означает выражение: о Христе Иисусе» (святой Златоуст). «Чрез Иисуса Христа, а не чрез такого-то или такого-то. Чего же вы человекам внимаете (как будто все от них)?» (Феофилакт). «Чрез Христа Господа все даровал вам Отец» (Экумений).
Стих 5.Яко во всем обогатистеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме.
«Во всем обогатистеся. Чрез кого? — Опять чрез Него (то есть Господа Иисуса Христа). И не просто обогатистеся, но во всем. Итак, у вас есть богатство, и богатство Божие, и во всем, и чрез Единородного; какое неизреченное сокровище» (святой Златоуст).
Причину представляет, почему сказал, что благодать дана им о Христе Иисусе. Потому, говорит, что если вы богаты всем в духовном отношении, то богаты чрез Него. Припомните, что вы были, и посмотрите, что стали теперь. Ничего того не было у вас, что теперь имеете; но как только уверовали и прилепились к Господу, видите, как стали богаты в духе. Или удар мысли на во всем, и яко οτι — относится к благодарю. Благодарю Бога за благодать — что всем обогатил вас.
Во всяком слове и всяком разуме. «Вот частные виды духовных дарований, ибо сказано: овому дадеся слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе (1 Кор. 12, 8)» (Феодорит).
Под словом можно разуметь Слово Божие — Божественное откровение, все, что угодно было Богу открыть в Господе Иисусе Христе и чрез Апостолов сообщить людям. Все это Слово, говорит, вам передано, вы им обогащены. Далее прибавляет: и разуме. Не слово только вам передано, но и смысл его истолкован, и вы доведены до разумения его; все домостроительство спасения вы разумеете полно, богато. Итак, Апостол хотел выразить: вам сказана вся воля Божия и вы ее уразумели, то и другое богато. Это вам дар о Христе Иисусе от Бога Отца. И я благодарю Его ради сего за вас.
Или под словом разумеет Апостол дар слова, не естественный, но благодатный, дар ясно, точно и убедительно излагать Божественное учение. И мысль его такая: не только вы полно все разумеете, но и умеете все хорошо высказать. Так святой Златоуст: «во всяком слове — не внешнем, но Божием. Есть разумение без слова, и есть разумение с словом. Есть много имеющих разум и не имеющих слова, каковы невежды и не умеющие ясно выразить того, что содержат в уме. А вы, говорит, не таковы, но способны и разуметь, и говорить». Так и все наши. Поелику неисправности у коринфян были и в употреблении дара слова, то очень уместно допустить, что сей дар и здесь разумеет Апостол. Дар слова, или достодолжного предлагания учения христианского в Церкви есть дар высокой цены. Он выше разумения: ибо этим в себе только богатится человек, а тем богатит и других.
Стих 6.Якоже свидетельство Христово известися в вас.
Якоже — καθως, так как, судя по тому, что свидетельство Христово, свидетельство о Христе, о Его Божестве, воплощении, страдании и смерти, воскресении и вознесении, об отпущении ради Его грехов и даровании благодати, и о будущих надеждах, на Нем утверждающихся, — вообще проповедь Христова или Евангельская (Фотий у Экумения и Феодорит), — известися — εβεβαιωθη, твердо удостоверено. Две мысли возможны: утвердилось в уме вашем, вы нашли твердыми основания его и убедились в истине его; и подтверждено, доказано неопровержимыми доводами, что оно истинно, свыше идет и обязывает принять его. Эти доводы были знамения и чудеса, сопровождавшие благовестие. «Извещением Евангелия называет Апостол совершение чудесных знамений, потому что ими доказывалась истинность проповеди» (Феодорит). «Не по доводам внешней мудрости приняли вы проповедь, но чрез знамения и благодатные дары, каких сподобились» (Феофилакт). В этом последнем свидетельстве соединяется та и другая мысль. Соединяются они и святым Златоустом: «Не внешнею философиею, говорит, и не внешним научением, но благодатию Божиею вы научились догматам истины и утвердились во свидетельстве Господнем, то есть в проповеди. Ибо вы удостоились многих знамений, многих чудес, неизреченной благодати, когда приняли проповедь. Итак, если вы утвердились знамениями и благодатию, то для чего колеблетесь?»
Что подтверждает этим Апостол? — То, что благодать Божия богато излилась на них. Что это точно так, я, говорит, сужу об этом по тому, как утвердилась у вас проповедь.
Стих 7.Яко вам не лишитися ни во едином даровании, чающим откровения Господа нашего Иисуса Христа.
Яко — ωστε, так что. Богато излилась на вас благодать, так что я должен сказать, что вы не лишены ни одного дарования. Что всюду дается, то и вам. Никакая Церковь не имеет чего-либо больше, чем это есть у вас. Но какие дарования разумеет Апостол? — Или те, которыми они были обогащены: «ибо были причастны и пророческой благодати, говорили и разными языками, что яснее показывает Апостол впоследствии» (Феодорит); или те, какие явил Апостол в себе среди их, «то есть знамения, явленные им у них, как он говорит во втором к ним послании: знамения бо Апостолова содеяшася… в вас в знамениих, и чудесех и силах. Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей (2 Кор. 12, 12–13)?» (святой Златоуст).
И то, и другое — все дело благодати, щедроты которой Апостол и выставляет во всем этом небольшом начальном отделении, чтоб потом смелее высказывать им исправительные уроки. Святой Златоуст видит здесь указание и на первый род дарований. Но это родило у него такой важный вопрос: «если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они называются плотскими? Если они в начале имели все это, то не тем ли паче теперь? Почему же он называет их плотскими? Не могох, говорит, глаголати вам, яко духовным, но яко плотским (–3, 1). Что сказать на это? — То, что они, вначале уверовав и получив всякие дарования, впоследствии сделались нерадивыми. Или если не так, то не ко всем говорится то и другое, но одно к достойным обличения, а другое к достойным похвалы. А что у них еще были дарования, об этом он говорит так: иной псалом имать, откровение имать, язык имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают… и еще: пророцы же два или трие да сказуют (–14, 26, 29). Можно сказать и то, что, как мы обыкновенно о большей части говорим как о целом, так и он здесь сказал. Кроме того, мне кажется, он намекает на свои деяния, то есть на знамения. Таким образом, он, или, как я сказал, напоминает о своих деяниях, или говорит это к тем, которые еще более достойны похвалы. Ибо там было много святых, которые посвятили себя на служение святым и соделались начатком Ахаии, как он говорит в конце послания (1 Кор. 16, 15). С другой стороны, если похвалы и не весьма близки были к истине, но они предусмотрительно приводятся для того, чтобы предрасположить их к принятию слова. Кто с самого начала говорит строго, тот у немощных заграждает слух для своего слова. Если слушатели равны ему по достоинству, то гневаются; если гораздо ниже его, то предаются скорби. Дабы не случилось этого, он и начинает по-видимому похвалою: самая похвала относилась не к ним, а к благодати Божией; ибо отпущение грехов и оправдание есть дар свыше. Посему он и распространяется особенно о том, в чем выражается человеколюбие Божие, дабы лучше исцелить их от недуга».
Чающим откровения Господа нашего Иисуса Христа.
Чающим — απεκδεχομενους, с сильным, напряженным желанием ожидающим, как бы простертые вперед руки держащим для того, чтобы принять чаемое. Откровения — второго пришествия Господа, когда Он открыто всем явится и всеми увиден будет. Он и теперь есть со всеми, как обетовал: се Аз с вами есмь до скончания века. Но есть сокровенно, а тогда открыто явится. Тогда же во всем блеске откроется Его могущество, величие и слава, яко Судии всей вселенной; откроется и все величие Его Царства.
В какой связи эти слова с предыдущею речью? Впереди сказано: призвал вас Господь, открыл вам волю Свою, снабдил вас всеми дарами; теперь вам от Него нечего ожидать, все имеете. Одного ожидать вам предлежит — второго Его пришествия. Вы его и чаете. И будьте в сем чаянии, делая, конечно, и все то, к чему это вас обязывает, то есть пребывая непоколебимо верными святой воле Его. Выразив так мысль Апостола, мы прямо подходим к тому, что говорится в следующем стихе, где Апостол выражает надежду, что Господь действительно сохранит их таковыми до конца. Следовательно, слова сии стоят здесь, как переход к следующим. Догматы наши кончаются вторым пришествием Господним, воскресением мертвых и жизнию будущего века. В нравственном строе христианина, когда он настоящим образом идет, все внимание тоже упирается на сии последние моменты. В них он стоит и ими поддерживает свою энергию и бодренность. Этому научились коринфяне у Апостола, который всегда почти сводит свои речи к сим последним надеждам христиан, когда выражает свои благожелания. То же делает он и теперь, пиша к коринфянам. Помянул он об этом будто мимоходом, чтоб выразить следующее за сим благожелание, но слова его уже сами собою вызывали целый ряд вразумительных мыслей. Святой Златоуст говорит: «Смотри, с какою мудростию, отклонив их от всего человеческого, он приводит их в страх, напомнив о Страшном суде и показав, что не начало только требуется доброе, но и конец. При дарованиях и при всякой добродетели нужно помнить об этом дне; и нужно много трудов, чтобы дойти до конца. Он называет этот день откровением, выражая, что хотя он еще невидим, но он есть, предстоит и теперь, а тогда явится. Посему нужно иметь терпение; для того вы и удостоились чудес, чтобы пребывать твердыми».