- ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К СОЛУНЯНАМ ВТОРОЕ истолкованное святителем Феофаном ВВЕДЕ
- 1. ПОВОД К НАПИСАНИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ
- 2. ВРЕМЯ И МЕСТО, КОГДА И ГДЕ НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- а) Надпись и приветствие (1, 1–2)
- Часть первая. ВООДУШЕВИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК СВЕТЛОЙ СТОРОНЫ СОЛУНЯН (1, 3-12)
- 1. ПОХВАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ СОЛУНЯН (1, 3–4)
- 2. УТЕШЕНИЕ СОЛУНЯН В ТЕРПЕНИИ И ВООДУШЕВЛЕНИЕ НА ТВЕРДОСТЬ В НЕМ (1, 5—10)
- а) Удостоверение в несомненности воздаяния (1, 5–7)
- б) Обстоятельства, при каких воздаяние совершено будет (1, 8—10)
- 3. МОЛИТВА АПОСТОЛА О ПРЕУСПЕЯНИИ СОЛУНЯН В ХРИСТИАНСКИХ СОВЕРШЕНСТВАХ (1, 11–12)
- Часть вторая. ВЕРОИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (глава 2)
- а) Исправление неправых мыслей о втором пришествии Господнем и откровение об антихристе (2, 1–8)
- б) Изображение козней антихриста и указание, кого он прельстит (2, 9—12)
- в) Светлая участь верующих, поколику они верны вере (2, 13–17)
- Часть третья. НРАВОИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (глава 3)
- а) Заключительные: прошение, надежды, благожелания (3, 1–5)
- б) Речь нравоисправительная (3, 6—15)
- в) Опять заключительные благожелания и молитвы (3, 16–18)
Часть первая. ВООДУШЕВИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК СВЕТЛОЙ СТОРОНЫ СОЛУНЯН (1, 3-12)
После того, как было отослано к солунянам и ими получено первое послание, святой Павел получил новые вести о состоянии сей Церкви, в общем очень утешительные; но в некоторых частностях тамошние христиане требовали исправления, — и относительно догматов веры, и относительно поведения, — что и побудило его написать второе послание.
Начинает он его с утешительного, — с похвалы за то, что в них есть хорошего, с воодушевлением на твердость в добре и молитвою о том, — начинает так для того, чтоб проложить дорогу и речам исправительным и расположить к любовному их принятию. Солуняне преуспевали в добродетелях, какие и прежде отметил в них Апостол и какими отличаться должно всякое христианское общество (1 Сол. 1,3). Радуясь тому, Апостол 1) благодарит Бога, что в них превозрастает вера и множится любовь, так что он не мог не хвалиться пред другими как этими их добродетелями, так, особенно, терпением среди гонений и скорбей (стихи 3, 4). Как эта светлая сторона внутренняя омрачилась неотрадным положением внешним и, следовательно, с этой стороны солуняне требовали преимущественно поддержки, то святой Павел вслед за тем 2) выставляет такие истины, которые могли воодушевить солунян на терпение и ни во что ставить все нападки, именно: будет суд, на котором неверы, — гонящие, — будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а верующие, — гонимые, — прославлены (стихи 5—10). Затем, так как это счастливое разрешение их участи на суде зависит от непоколебимости в вере и постоянства в доброй и христианской жизни, то Апостол прилагает 3) молитву о том, чтоб Бог сподобил солунян выдержать себя до конца, как требует христианское звание, для прославления в тот день Господа в них и их в Нем (стихи 11–12). Судя по сему содержанию первой части послания, очень справедливо озаглавить ее: воодушевительный очерк светлой стороны Солунской Церкви.