- ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ истолкованное святителем Феофаном
- Введение
- 1. Основание Ефесской Церкви
- 2. Обстоятельства написания послания к Ефесянам
- 3. Недоумения, к ефесянам ли писано сие послание?
- 4. Место и время написания
- 5. Содержание и разделение послания
- Надпись и приветствие 1, 1–2
- ЧАСТЬ ДОГМАТИЧЕСКАЯ 1, 3–3, 21
- А. ОБОЗРЕНИЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА СПАСЕНИЯ 1, 3-14
- Б. ВОЗВЕДЕНИЕ ЕФЕСЯН К СОЗЕРЦАНИЮ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА СПАСЕНИЯ 1, 15-3, 21
- I. Апостол молится, да даст им Бог духа премудрости узреть величие домостроительства в величии благ,
- II. Указывает сие величие в возвеличении Совершителя нашего спасения 1, 20—23
- III. И в возвеличении вместе с Ним и в Нем и всех верующих в Него 2, 1—10
- IV. Для ефесян же и в лице их для всех верующих из язычников еще особенно в том, что оно их, далеко
- V. Каковую особенность Апостол усиливает представлением, что это была сокровенная, ныне лишь явленна
- VI. И заключает опять молитвою, чтоб ефесяне пребыли участниками благ спасения, и чрез то еще паче в
- ЧАСТЬ НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ 4–6, 18
- А. ОБЩИЙ СТРОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАН 4, 1-16
- 1. Единение духа в союзе мира
- 2. Руководство Богоучрежденных пастырей 4, 11–13
- Виды руководящих лиц
- Обязанности руководящих в Церкви лиц
- Цели руководящих в Церкви лиц
- 3. Возращение всего во Христа 4, 14–16
- Б. ПРАВИЛА ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ
- 1. Правила общие 4, 17-5, 20
- а) Главное начало 4, 17-24
- б) Самые правила нравственной жизни христиан, яко христиан вообще 4,25-5,20
- Истинность в слове 4, 25
- Безгневие 4, 26–27
- Трудолюбие с милостынею 4, 28
- Назидательность в речах 4, 29–30
- Удаление от всякого раздора 4, 31
- Взаимное благорасположение и взаимное прощение 4, 32
- Богоподражательная любовь 5, 1–2
- Всесторонняя чистота сердца от похотных пожеланий 5, 3–7
- Светлость деятельной христианской жизни в себе 5, 8-10
- Светоносностъ совершенных христиан для других, не причастных света жизни их 5, 11–14
- Осмотрительность и благоразумие в поведении 5, 15–17
- Молитвенное в Боге пребывание — единое христианское утешение 5, 18–20
- 2. Частные правила христианской жизни по состояниям 5,21-6,9
- а) Главный урок взаимного повиновения
- б) Приложение сего начала к членам семейства
- К жене и мужу 5, 22–33
- К детям и родителям 6, 1–4
- К слугам, с указанием соответствующей обязанности господ 6, 5–9
- В. ДУХОВНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ВСЕОРУЖИЕ 6, 10–18
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ 6, 19–24
2. Частные правила христианской жизни по состояниям 5,21-6,9
Берет во внимание святой Павел только отношения членов семейства и определяет христианский образ действования для каждого класса их. Может быть, потому так, что ефесяне, составлявшие Церковь, ни в каких других соотношениях и не состояли; или, может быть, потому, что эти отношения — главные между людьми, и никого не найдешь, кто бы не состоял в них какою-либо стороною; или еще и потому, что исправный здесь будет исправен и везде. Сначала определяет Апостол отношения главных членов, на коих стоит само семейство, — мужа и жены, — 5, 22–83; потом — детей и родителей, — 6, 1–4; наконец — слуг и господ, — 6, 5–9. Так как весь сей семейный союз держится на повиновении одних другим, то он поставляет урок повиновения во главу — 5, 21; а далее прилагает его к тем членам семейства, которые должны особенно исполнять его, именно: к женам — жены мужам повинуйтеся — 5, 22; к детям — чада послушайте родителей—6, 1; к рабам — раби послушайте господий — 6, 5. Вслед за уроками этим членам указывает он образ действования и соответствующих им лиц, коим принадлежит преобладающее достоинство мужей — 5, 25, отцов — 6, 4, и господ — 6, 9. Казалось бы, что со стороны сих последних не повиновение оказывается, а власть упражняется, но когда им предписывается любовно внимать нуждам соответствующих им низших и всячески устроять их благосостояние, то этим без слов говорится то же, что Господь сказал: больший — будь всем слуга (блаженный Иероним). И Апостол изображает образ служения сих больших меньшим в семействе, характеризуя власть их возможностию к ширшему деланию добра. Взаимных обязанностей членов семейства касается святой Павел и в других посланиях. В послании к Ефесянам та особенность, что здесь существеннее определено значение брачного союза. Нигде он так высоко не поставлен, и на достоинство его нигде так глубоко не воззрено, как здесь, когда идеал союза сего указан в союзе Господа Иисуса Христа с Церковию.