- Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении.
- Введение
- Предварительные понятия
- О Божественном откровении
- О Священном Предании и Священном Писании
- О Священном Писании
- Состав катехизиса
- Часть Первая. О Вере
- О Символе веры вообще и о его происхождении
- О членах Символа веры
- О первом члене Символа веры
- О втором члене Символа веры.
- О третьем члене Символа веры
- О четвертом члене Символа веры
- О пятом члене Символа веры
- О шестом члене Символа веры
- О седьмом члене Символа веры
- О восьмом члене Символа веры
- О девятом члене Символа веры
- О десятом члене Символа веры
- Об одиннадцатом члене Символа веры
- О двенадцатом члене Символа веры
- Часть Вторая. О Надежде
- Понятие христианской надежды, её основание и средства
- О молитве
- О молитве Господа
- О призывании
- О первом прошении
- О втором прошении
- О третьем прошении
- О четвертом прошении
- О пятом прошении
- О шестом прошении
- О седьмом прошении
- О славословии
- Учение о блаженстве
- Часть Третья. О Любви
- Заключение
Об одиннадцатом члене Символа веры
363. ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?
Воскресение мёртвых, которого мы ожидаем — это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны.
«Сеется тело душевное, возстает тело духовное»
(1 Кор. 15:44).
«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие»
(1 Кор. 15:53).
364. МОЖЕТ ЛИ ТЕЛО ВОСКРЕСНУТЬ?
Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение.
«То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет»
(1 Кор. 15:36).
365. ВСЕ ЛИ ВОСКРЕСНУТ?
Все умершие воскреснут, а грубые тела тех, кто во время общего воскресения останется в живых, мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными.
«Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»
(1 Кор. 15:51-52).
366. КОГДА БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?
Воскресение мёртвых совершится в конце этого видимого мира.
367. ЧЕМ КОНЧИТСЯ ВИДИМЫЙ МИР?
Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится в мир без смерти.
«Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»
(Рим. 8:21).
«По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»
(2 Пет 3:13).
368. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО МИР ДОЛЖЕН ПРЕОБРАЗИТЬСЯ?
Мир преобразится посредством огня.
«Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков»
(2 Пет 3:7).
369. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ДО ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ?
Души умерших праведников до всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешников — в противоположном тому состоянии.
370. В ПОЛНОМ ЛИ БЛАЖЕНСТВЕ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ПРАВЕДНИКОВ?
Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит:
«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его»
(2 Тим. 4:8). И ещё:
«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»
(2 Кор. 5:10).
371. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ДУШИ ПРАВЕДНЫХ ПРЕБЫВАЮТ В ПРЕДНАЧИНАНИИ БЛАЖЕНСТВА?
Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22).
372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?
Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел:
«Имею желание разрешиться и быть со Христом»
(Флп. 1:23).
373. В ЧЁМ СОСТОИТ НАДЕЖДА ДУШ ВЕРУЮЩИХ, НЕ УСПЕВШИХ ПРИНЕСТИ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ?
Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.
374. ЭТО УЧЕНИЕ ОСНОВАНО ОСНОВАНО НА ПРЕДАНИИ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, НАЧАЛА КОТОРОГО ВИДНЫ ЕЩЁ В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ.
Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2 Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва» (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы.