- Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении.
- Введение
- Предварительные понятия
- О Божественном откровении
- О Священном Предании и Священном Писании
- О Священном Писании
- Состав катехизиса
- Часть Первая. О Вере
- О Символе веры вообще и о его происхождении
- О членах Символа веры
- О первом члене Символа веры
- О втором члене Символа веры.
- О третьем члене Символа веры
- О четвертом члене Символа веры
- О пятом члене Символа веры
- О шестом члене Символа веры
- О седьмом члене Символа веры
- О восьмом члене Символа веры
- О девятом члене Символа веры
- О десятом члене Символа веры
- Об одиннадцатом члене Символа веры
- О двенадцатом члене Символа веры
- Часть Вторая. О Надежде
- Понятие христианской надежды, её основание и средства
- О молитве
- О молитве Господа
- О призывании
- О первом прошении
- О втором прошении
- О третьем прошении
- О четвертом прошении
- О пятом прошении
- О шестом прошении
- О седьмом прошении
- О славословии
- Учение о блаженстве
- Часть Третья. О Любви
- Заключение
Предварительные понятия
1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?
Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?
Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25).
3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?
Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.
4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?
Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие,
«без веры угодить Богу невозможно»
(Евр. 11:6).
5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?
С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие,
«вера без дел мертва»
(Иак. 2:20).
6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?
По объяснению апостола Павла:
«вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»
(Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?
Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?
В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. «Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9; Огласительное поучение, 5).
9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: «Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5:3).