- Побелевшие нивы
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ «ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, КАК НАС ВОСПИТЫВАЛИ?!»
- ГЛАВА ВТОРАЯ ПЕРЕСТУПИ ПОРОГ
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПАСТВА И ПАСТЫРИ
- Церковь старух
- Молодежь
- Уточнения
- Бытовое христианство
- Обращенные в прошлое
- Жаждушие пробуждения («левые»)
- Уточнения
- ГЛАВА Ч ЕТВЕРТАЯ РЕЛИГИЯ И ВЕРА
- «Разумеешь ли, что читаешь?»
- Предостережение
- А как было «раньше»?
- Религиозность русского народа
- Религиозное чувство как естественное чувство человека
- Религия и вера
- ГЛАВА ПЯТАЯ НАСЛЕДИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Духовное взросление
- Духовное младенчество
- Возможное решение
- Дети в Церкви
- Богослужебный язык
- Некоторые итоги
- ГЛАВА ШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ
- Христоцентризм
- Покайтесь и веруйте в Евангелие!
- КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, МОЛИТВА
- БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК
- «СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ»
- «ВСЕ ЖЕ ВЫ — БРАТЬЯ»
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде всего, хотелось бы, чтобы те, кого эти заметки огорчат и, быть может, причинят боль или даже покажутся еретическими и возмутительными, поверили в то, что автором руководило лишь искреннее желание истины для нашей Церкви и нашего народа. Всем нам — и сторонникам консервативного подхода к церковной жизни, и сторонникам каких–либо реформ и нововведений — следует научиться уважать и понимать друг друга. Учиться ценить в одних серьезность и углубленность, в других открытость, широту и терпимость. Не забывать, что все мы служим одному делу — проповеди Евангелия.
Самые замечательные иконы со временем темнеют и нуждаются в реставрации, которая лишь помогает вновь увидеть их яркие живые краски. То же самое происходит и с Церковью.
Совершенно понятно, что «никто, пив старое вино, не захочет тотчас же молодого; ибо говорит: старое лучше». Но нужно думать не о своих привычках и симпатиях, а об истине и о многих тысячах наших соотечественников, с надеждой и робостью приближающихся к Церкви. И для них, и для нас многое из того, что накопилось за века в жизни нашей Церкви, может стать помехой, заградить доступ ко Христу. Ради любви к истине, быть может, стоит научиться отказываться от старого, привычного и обновить наши «мехи», сделать их подходящими для вечно нового вина Евангельской истины, чтобы она «не пролилась на землю» и не «пропала».
Эти заметки в основном были написаны в начале 80–х годов, когда ничто не предвещало тех новых отношений между Церковью и государством, которые установились сейчас. Новое законодательство о свободе совести, новые, действительно небывалые возможности, которые открываются перед всеми религиозными общинами, в том числе и перед каждым приходом Русской Православной Церкви, — это тот шанс, который дается Богом однажды за несколько столетий. Это величайшая ответственность — быть христианином сегодня, когда мы не можем сказать Богу: «Я не сделал тогото и того–то, потому что мне этого не позволил закон атеистического государства». Сейчас закон нам позволяет все то, к чему нас призывает Господь в Своем Евангелии, поэтому все зависит только от того, хотим ли мы потрудиться в жизни нашей не для себя, а для Господа.
Не будем забывать и то, что наибольшая заповедь не верность древнему благочестию, а любовь к Богу и ближнему. Выше этого нет ничего. Даже если я
…имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит: Любовь никогда не перестает…(I Кор. 13:2–3)
Москва 1991 г.