- Побелевшие нивы
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ «ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, КАК НАС ВОСПИТЫВАЛИ?!»
- ГЛАВА ВТОРАЯ ПЕРЕСТУПИ ПОРОГ
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПАСТВА И ПАСТЫРИ
- Церковь старух
- Молодежь
- Уточнения
- Бытовое христианство
- Обращенные в прошлое
- Жаждушие пробуждения («левые»)
- Уточнения
- ГЛАВА Ч ЕТВЕРТАЯ РЕЛИГИЯ И ВЕРА
- «Разумеешь ли, что читаешь?»
- Предостережение
- А как было «раньше»?
- Религиозность русского народа
- Религиозное чувство как естественное чувство человека
- Религия и вера
- ГЛАВА ПЯТАЯ НАСЛЕДИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Духовное взросление
- Духовное младенчество
- Возможное решение
- Дети в Церкви
- Богослужебный язык
- Некоторые итоги
- ГЛАВА ШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ
- Христоцентризм
- Покайтесь и веруйте в Евангелие!
- КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, МОЛИТВА
- БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК
- «СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ»
- «ВСЕ ЖЕ ВЫ — БРАТЬЯ»
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
Беспокойство
Но не об этом главная забота и главная боль. Она о тех сотнях, а, может быть, за многие годы и тысячах молодых в основном людей, которые, как им кажется, случайно или из любопытства впервые переступают порог храма. В их глазах, лицах, во всем их облике столько того самого подлинного человеческого чувства, которое Священное Писание называет страхом Божиим. Такая в них видится надежда на то, что вот здесь наверняка есть что–то такое, чего нет больше нигде, что–то такое, что сделает понятным самое главное, сокровенное и глубокое в их жизни, ответит на те вопросы, которые еще и не заданы, даже еще не сформулированы в их сознании, но уже тревожат, уже не дают жить просто и бездумно.
И какой ответ они получают в наших храмах? Замечательные напевы, живой огонь свечей, особая атмосфера, которую не может не уловить чуткое сердце. Но одновременно с этим — почти полная непонятность происходящего, начиная с богослужебного языка и многочисленных икон и кончая действиями священнослужителей, то выходящих в середину храма, то вновь скрывающихся за красивыми резными дверями с нарисованными на них изображениями. А тут еще какая–нибудь бабушка обрушивается с бранью: что–то не так сделал. А что?
Помню, как я сам более 35 лет назад в первый раз в жизни побывал в церкви. С чего началось, уж не помню, помню только, что мы с моим приятелем, таким же 17–летним парнишкой, решили, что пора кончать с нашей необразованностью и посетить сначала церковь, потом баптистский дам, потом, уж не помню, то ли мечеть, то ли синагогу. Во избежание недоразумений признаюсь, что к баптистам, я зашел лишь через 20 лет, а в мечети и в синагоге так до сих пор и не был. Но в церковь мы пошли в тот же вечер. Это была церковочка неподалеку от его дома в Брюсовском переулке, что напротив консерватории.
Потоптавшись вокруг и приметив открытые боковые двери, мы вошли в храм. Как я сейчас пониманию, шла всенощная. Тогда я, разумеется, этого слова не знал. Помню, близко от нас был хор — несколько совсем еще не старых мужчин и женщин интеллигентного вида. Помню ощущение торжественности и серьезности и одновременно чего–то семейного, как будто все собравшиеся хорошо друг с другом знакомы и все вместе заняты каким–то весьма важным, но совершенно непонятным делом (в действительности — просто молились). Мы стояли как вкопанные в нескольких шагах от двери, в которую вошли. Вдруг рядом с нами раздался злобный шепот: «Ишь, пришли, соглядатаи! Нашли время!» Смущенные и расстроенные, мы тут же тихонько вышли.
Второй раз я вошел в церковь спустя два года, вняв просьбам матери моего друга, замечательной женщины, ставшей в том же году моей крестной.