- Побелевшие нивы
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ «ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, КАК НАС ВОСПИТЫВАЛИ?!»
- ГЛАВА ВТОРАЯ ПЕРЕСТУПИ ПОРОГ
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПАСТВА И ПАСТЫРИ
- Церковь старух
- Молодежь
- Уточнения
- Бытовое христианство
- Обращенные в прошлое
- Жаждушие пробуждения («левые»)
- Уточнения
- ГЛАВА Ч ЕТВЕРТАЯ РЕЛИГИЯ И ВЕРА
- «Разумеешь ли, что читаешь?»
- Предостережение
- А как было «раньше»?
- Религиозность русского народа
- Религиозное чувство как естественное чувство человека
- Религия и вера
- ГЛАВА ПЯТАЯ НАСЛЕДИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Духовное взросление
- Духовное младенчество
- Возможное решение
- Дети в Церкви
- Богослужебный язык
- Некоторые итоги
- ГЛАВА ШЕСТАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ
- Христоцентризм
- Покайтесь и веруйте в Евангелие!
- КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, МОЛИТВА
- БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК
- «СИЕ ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ»
- «ВСЕ ЖЕ ВЫ — БРАТЬЯ»
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Примечания
- 1
- 2
- 3
- 4
ГЛАВА ШЕСТАЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Уже несколько десятилетий назад было обращено внимание на одну чрезвычайно любопытную закономерность. Если посмотреть на картину христианского мира, то нетрудно заметить, что самыми богатыми и развитыми в промышленном отношении странами являются страны протестантские: США, Швеция, Дания, Голландия, Швейцария, Германия, Англия (которая условно тоже может быть отнесена к протестантским странам) и др. Одновременно в этих же странах более устойчивые политические режимы, более демократические порядки. Напротив, католические страны — Италия, Испания, Португалия, Ирландия, Франция в XVIII—XIX вв., не говоря уже о странах Латинской Америки, — в целом беднее, политические страсти в них постоянно накалены, режимы часто неустойчивы.
Сравним, например, такие страны, как Франция и США. За последние 200 лет первая 15 раз меняла свою конституцию, и очень радикально, другая — ни разу. Одна пережила четыре буржуазные революции, другая — одну. В первой сложная и пестрая партийная система, в другой — две с трудом отличимые одна от другой основные партии [3] США — страна практически не знающая и не знавшая буржуазного антиклерикализма, и единственная буржуазная революция (война за независимость) носила исключительно экономический (и лишь в небольшой мере политический) характер. В католических странах (Франция, Испания, Мексика и др.) нередко вспыхивавшие революционные движения чаще всего носили ярко выраженный антиклерикальный характер.
Если распространить подобное сравнение на православные страны, то нетрудно заметить, что они, пожалуй, еще беднее католических, уровень демократических свобод в них самый низкий, — революции самые жестокие, а накал антиклерикализма самый высокий. Правда, здесь беднее с примерами, поскольку на протяжении последних четырех веков из православных стран только Россия обладала политической независимостью. Так или иначе возникает вопрос: чем объясняется указанная закономерность?