Молитва 9–я, к Ангелу–Хранителю

Святый Ангеле, предстояй окоянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю оаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Предстояй – предстоящий. Окаянней – злосчастной, бедной, исполненной борьбы. Страстнейздесь: многострадальной, несчастной (напомним, что страсть означает страдание); впрочем, именно рабство страстям греховным – главный источник несчастья жизни человека. Ниже – и ни. Лукавому – злому, лживому. Укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения – в греческом тексте молитвы буквально: «возьми меня за несчастную и опустившуюся (безвольную) руку и выведи меня на путь спасения»; дан образ человека, потерявшего волю и энергию, с «опустившимися» руками, неспособного самостоятельно выбраться на спасительный путь. Ей – да, воистину (ср. разговорное: «ей–ей»). Вся… еликими тя оскорбих – все, чем я тебя оскорбил (еликий – сколький, сколь великий). Покрый – покрой, защити. Противнаго – противостоящего, вражеского. Достойна покажет мя раба Своея благости – соделает меня рабом, достойным Своей милости (показати означает обычно не «привести к внешнему подобию», как в современном чзыке, а «сделать явным»).

 

+ «Ведай, что Ангелы возбуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас. Итак, если нерадим и принимаем противные помыслы, то тем крайне прогневляем их: ибо тогда как они столько подвизаются за нас, мы о самих себе не хотим умолить Бога, но, пренебрегая своим Богу служением и их Бога и Владыку оставляя, ведем беседу с нечистыми бесами (в помыслах)».

Преподобный Нил Синайский