- Молитвы утренние
- Начало утренних молитв
- Молитва мытаря
- Молитва предначинательная
- Молитва Святому Духу
- Трисвятое
- Молитва ко Пресвятой Троице
- Молитва Господня
- Тропари Троичные
- Псалом 50–й, покаянный
- Символ веры
- Молитва 1–я, святого Макария Великого
- Молитва 2–я того же святого
- Молитва 3–я, того же святого
- Молитва 4–я, того же святого
- Молитва 5–я, святителя Василия Великого.
- Молитва 6–я, того же святого
- Молитва 7–я, ко Пресвятой Богородице
- Молитва 8–я Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва 9–я, к Ангелу–Хранителю
- Молитва 10–я, ко Пресвятой Богородице
- Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
- Песнь Пресвятой Богородице
- Тропарь Кресту и молитва за отечество
- Молитва о живых
- Молитва о усопших
- Помянник
- О живых
- О усопших
- Окончание молитв
- Молитвы на сон грядущим
- Тропари
- Молитва 1–я, святого Макария Великого, к Богу Отцу
- Молитва 2–я, святого Антиоха Ко Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва 3–я, ко Пресвятому Духу
- Молитва 4–я, святого Макария Великого
- Молитва 5–я
- Молитва 6–я
- Молитва 7–я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
- Молитва 8–я, ко Господу нашему Иисусу Христу
- Молитва 9–я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского
- Молитва 10–я, ко Пресвятой Богородице
- Молитва 11–я, ко святому Ангелу–Хранителю
- Кондак Пресвятой Богородице
- Молитва святого Иоанникия
- Окончание молитв
- Молитва святого Иоанна Дамаскина (читай ее, указывая на твою постель)
- Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
- Или кратко:
- Молитва
- Молитва
- Исповедание грехов повседневное
- Когда отходишь ко сну, произноси:
- Молитвы в продолжение дня
- Перед началом всякого дела
- ПО ОКОНЧАНИИ ВСЯКОГО ДЕЛА
- ПЕРЕД УЧЕНИЕМ
- ПОСЛЕ УЧЕНИЯ
- ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ ПИЩИ
- ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу [3] (Глас 6–й)
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице Поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
- Тропарь Богородице (глас 4–й)
- Канон (глас 8–й). Песнь 1
- Песнь 3
- Тропарь (глас 2–й)
- Песнь 4
- Песнь 5
- Песнь 6
- Кондак, глас 6–й
- Другой кондак (глас тот же)
- Стихира (глас тот же)
- Песнь 7
- Песнь 8
- Песнь 9
- Стихиры (глас 2–й)
- Молитвы ко Пресвятой Богородице
- Канон Ангелу–Хранителю
- Тропарь, глас 6–й
- Канон, глас 8–й, Песнь 1
- Песнь 3
- Седален, глас 2–й
- Песнь 4
- Песнь 5
- Песнь 6
- Кондак, глас 4–й
- Икос
- Песнь 7
- Песнь 8
- СЛЕДУЮЩАЯ МОЛИТВА. Песнь 9
- Последование ко Святому Причащению
- Псалом 22–й
- Псалом 23–й
- Псалом 115–й
- Тропари, глас 8–й
- Во Святую же Четыредесятницу:
- Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
- Канон, глас 2–й
- Песнь 1
- Песнь 3
- Песнь 4
- Песнь 5
- Песнь 6
- Кондак, глас 2–й
- Песнь 7
- Песнь 8
- Песнь 9
- Молитвы ко Святому Причащению
- Молитва святого Василия Великого, 1–я
- Молитва святого Иоанна Златоустого, 2–я
- Молитва Симеона Метафраста, 3–я
- Молитва святого Иоанна Дамаскина, 4–я
- Молитва святого Василия Великого, 5–я
- Молитва святого Симеона Нового Богослова, 6–я
- Молитва святого Иоанна Златоустого, 7–я
- Его же, 8–я
- Его же, 9–я
- Молитва святого Иоанна Дамаскина, 10–я
- Молитва святого Иоанна Златоустого
- Благодарственные молитвы по Святом Причащении
- Благодарственная молитва, 1–я
- Молитва святого Василия Великого, 2–я
- Молитва Симеона Метафраста, 3–я
- Молитва 4–я
- Молитва 5–я, ко Пресвятой Богородице
- Трисвятое по Отче наш
- Кондак, глас 6
- Кондак, глас 4–й
- Кондак, глас 3–й
- Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы
- Молитва преподобного Ефрема Сирина
- Тропари дневные на всю седмицу
- Тропари воскресные восьми гласов
Молитва 7–я, ко Пресвятой Богородице
Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога родшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний родшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня плато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радования, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обветшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучите веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси. Превысшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.
Пленница – цепь. Разреши – освободи (разреши от уз). Волнующася – волнующегося, волнуемого (то есть: «меня, волнуемого..»; см. далее: ко стези мя покаяния направи). Стезя – тропа, дорога. Тартар – адская бездна. Иже многим грехом повинника – виновника многих грехов. Обветшавшаго – обессиленного, сокрушенного, состарившегося. Странна – чуждого, оставшегося в стороне. Сподоби – удостой. Непотребный – негодный (буквально – всмотритесь в слово!). Благоутробный – милосердный (буквально: имеющий благое сердце). Мирскаго мя превышша слития сотвори – избавь меня от прилепления к земным заботам, от власти мира сего (слитие–смешение, соединение). Сене – сень, тень (звательный падеж).
+ Нова сотвори мя обветшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Молитва указывает на важную сторону в действии греха: он делает человека все более нечувствительным к духовному, становится все менее заметным для согрешающего, который при этом теряет свежесть и крепость, ветшает, слабеет, все далее отходя от Источника истинной благодатной жизни.
Превышая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Это прошение к Высшей небесных Сил Богоматери (Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим) о неотмирности, необходимом свойстве христианина. В сокровенной беседе с учениками на Тайной вечере Господь многократно повторяет им, что они – не от мира: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). Напомним и слова апостола: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (Ин.2:16); прилепляться к этой похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, сливаться с нею, впускать ее в себя – нельзя, но избегнуть такого мирскаго слития можно только помощью Божией благодати.
Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Сень – это тень (вспомним русское слово сени – пристройка к дому, дающая тень, или тени – сени, в жаркую погоду). Выражение Светоносная Сене небесная настолько глубоко и богословски значимо, что простой перевод ничего не объяснил бы. В основе – представление о светоносном мраке Божества, невместимого, непредставимого, неприступного Бога. Облако покрывает гору Синай, когда Бог сходит на нее в огне беседовать с Моисеем. Гора горела огнем до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак (Втор.4:11). И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх.20:21). Во время исхода из Египта Господь шел пред ними [сынами Израилевыми] днем в столпе облачном… а ночью в столпе огненном, светя им (Исх.13:21) и вошел в середину между станом Египетским и между станом Израилевым, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других] (Исх.14:20). О явлении Господа Давид поет: Наклонил Он небеса и сошел, — мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных (Пс.17:10–12; то же – 2 Цар.22:10–12; перевод слегка отличается: и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных).
Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!» Бог есть абсолютный свет – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:4–5, 9); но Свет этот – неприступный: Единый и имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим.6:16). Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20). Невозможность познания Бога и приближения к Нему разрешается только тем, что Бог воплотился и вочеловечился. Вот почему Пресвятая Богородица для нас не только Неопалимая Купина, которую не сжигает огонь Божества, но и Светоносная Тень Божественного «Мрака», подобная горе Синай: в Ней Бог является во мраке Своего света.