- Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 5 Вестники Царства Божия Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)
- ВВЕДЕНИЕ
- ВЗГЛЯД НАЗАД
- Часть I ДО ИЗГНАНИЯ
- Глава первая ПОБЕДА, СТАВШАЯ ПОРАЖЕНИЕМ Северное Израильское царство, 850-760 гг. до н. э.
- Глава вторая ПАСТУХ АМОС Северное Израильское царство, 760-755 гг.
- Глава третья ОТКРОВЕНИЕ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ. ПРОРОК ОСИЯ Самария, около 750—740 гг.
- Глава четвертая ИСАЙЯ И «БЕДНЯКИ ГОСПОДНИ» Иерусалим, 742—735 гг.
- Глава пятая СЛОВО О МЕССИИ Иерусалим и Самария, 736-727 гг.
- Глава шестая САМАРИЯ И СИОН 727-705 гг.
- Глава седьмая ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ Иерусалим, 705-687 гг.
- Глава восьмая ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. СОКРОВЕННАЯ ТОРА Ниневия — Иерусалим, 687-640 гг.
- Глава девятая ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОФЕТИЗМА И ПРИЗВАНИЕ ИЕРЕМИИ Иерусалим, 640-622 гг.
- Глава десятая ИЕРУСАЛИМСКАЯ РЕФОРМА Иудея и Израиль, 622-609 гг.
- Глава одиннадцатая ИЕРЕМИЯ ПРОТИВ ИЕРУСАЛИМА Иудея, 609—597 гг.
- Глава двенадцатая НЕБЕСНАЯ КОЛЕСНИЦА. ИЕЗЕКИИЛЬ Вавилон, 597-590 гг.
- Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ Иерусалим, 588-587 гг.
- Глава четырнадцатая И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА Иудея — Египет, 587-580 гг.
- Часть II ПЛЕН и РЕСТАВРАЦИЯ
- Глава пятнадцатая «НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ» Халдея, 580-575 гг.
- Глава шестнадцатая ВИДЕНИЕ ГРАДА БОЖИЯ Халдея, 573 г.
- Глава семнадцатая «ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЕВАНГЕЛИСТ» Халдея, 562-550 гг.
- Глава восемнадцатая ПРОРОК АВЕСТЫ И ПРОРОК БИБЛИИ Иран и Халдея, около 560-546 гг.
- Глава девятнадцатая КОНЕЦ НЕВОЛИ Вавилон, 546-538 гг.
- Глава двадцатая ВОЗВРАЩЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ Иерусалим, 538-530 гг.
- Глава двадцать первая ВТОРОЙ ХРАМ Иерусалим, 530-485 гг.
- Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН Иудея, Персия, Вавилон, 485-423 гг.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- 1. ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ (схема)
- 2. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ
- 3. О КНИГЕ ВТОРОЗАКОНИЯ
- 4. ПРОРОЧЕСТВА О ХРИСТЕ И ЕВРЕЙСКИЙ МЕССИАНИЗМ
- Библиография
- УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
- Хронологическая таблица
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Анавим (евр.) — буквально «бедные», «неимущие» (от АНИ—«бедняк»). Слово обычно переводится как «кроткие» и означает людей праведных, верных Богу (ср. евангельский термин «нищие духом»).
Даат элогим (евр.) — познание Бога. Имеется в виду не теоретическое (богословское) знание, но духовная близость, достигаемая через любовь и веру.
Иерократия (греч.) — власть духовенства.
Кадош (евр.) — святость. Означает обособленность, освященность, принадлежность сакральному (ср. новозаветное название христиан: «святые»). В приложении к Богу имеет смысл несоизмеримости твари и Творца.
Кавод (евр.) — Слава. Означает своего рода «ореол» Бога, излучение Его мощи, обращенной к миру. Всякое видимое Богоявление есть Слава.
Кхшастра (иранск.) — Царство бога Мазды.
Масоретский текст (от евр. масора — «предание») — текст Библии, в котором учителями-масоретами (VI в. н. э.) впервые были внесены обозначения гласных букв («накудот»). Является общепринятым текстом в иудаизме.
Олам (евр.) — вечность. Термин означает целокупный мир, устремленный в своем движении к Царству Божию.
Руах (евр.)— дыхание, ветер, дух.
Септуагинта (греч.) — древнейший перевод Библии на греческий язык, сделанный в Египте в III в. до н, э. По преданию осуществлен семьюдесятью толковниками. Отсюда обозначение LXX.
Сэдэк, или Цэдэк (евр.) — праведность.
Теодицея (греч.) — Богооправдание. Часть богословия, трактующая об отношении Бога ко злу. Этот термин (от греч. ……-Бог и …..-справедливость) впервые употребил Лейбниц в своем трактате «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de 1'homme et 1'origine du mal» (Amsterdam, 1710). Современное значение: религиозно-философская система, в основе которой лежит познание Бога, управляющего миром, поскольку это доступно разуму, еще не просвещенному лучами Бож. Откровения.
Теофания (греч.) — Богоявления.
Тора (евр.) — буквально «учение», «наставление». Общее название для заповедей Божиих. В узком смысле слова — Книги Закона Господня. С V в. до н. э. — наименование Пятикнижия Моисеева.
Шеар (евр.) — «Остаток». Термин, которым пророки обозначали ту часть избранного народа, которая осталась верной Богу.
Шекина (евр. от шакан «обитать») — видимое присутствие Бога среди народа.
Шеол (евр.) — Преисподняя. Место, где согласно Ветхому Завету обитают души умерших.
Хэсэд (евр.) — милосердие, сострадание, любовь.
Эбионим (евр.)— бедняки, нищие (множ. от эбион—«бедняк»). Слово, близкое по смыслу к термину Анавим.
Экзегеза (греч.) — толкование текста (Библии).
Эмет (евр.) — правда, справедливость.
Эсхатология (греч.) — учение о конце мира, а также и о посмертной участи человека.