- СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего п
- 2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
- 3. Пустота и односторонность светской жизни
- 4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как пост
- 5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, её органы и потребности; нормальн
- 6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная — и три главных её отправления. Первое отправле
- 7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желатель
- 8. Сторона чувства — сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце
- 9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий
- 10. Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни
- 11. Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельн
- 12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояни
- 13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между е
- 14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемнен
- 15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
- 16. Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели
- 17. Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе челов
- 18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Госпо
- 19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежде
- 20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение
- 21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божи
- 22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем
- 23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной
- 24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовна
- 25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве к
- 26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати крещения. Пояснительные уподобления благ
- 27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление
- 28. Объяснение свободной решимости жить по благодати притчами и примерами
- 29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться гото
- 30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбужда
- 31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывани
- 32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Повед
- 33. Продолжение о говении. Поведение говеющего дома
- 34. Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Поверка жизни
- 35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни
- 36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Поле
- 37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление во всем поступать
- 38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление
- 39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностию бороться
- 40. Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при по
- 41. Последние советы пред исповедию и причащением
- 42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на
- 43. Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир.
- 44. Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся
- 45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве
- 46. Общие правила для стоящего на пути истинной жизни
- 47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных м
- 48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы
- 49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служе
- 50. Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовию
- 51. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
- 52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
- 53. Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны
- 54. О борьбе со страстями
- 55. Продолжение о борьбе со страстями
- 56. Должно изгонять и малейшие движения страстей… Позволительный гнев
- 57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними
- 58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры
- 59. Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями
- 60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищ
- 61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого
- 62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с
- 63. Хлопоты по дому. Пение и музыка
- 64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук
- 65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродет
- 66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам
- 67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимани
- 68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага
- 69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из се
- 70. О чтении духовных и светских книг
- 71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память
- 72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения
- 73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства
- 74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое
- 75. Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их
- 76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений
- 77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырск
- 78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение же
- 79. Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством прот
- 80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет
- Примечания
36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Полезное напоминание о блаженной Феодоре и хождении её по мытарствам
Так какое же употребление сделать Вам из добытого познания себя самой? Прежде всего надо осудить себя во всех своих неисправностях, без всяких отговорок и оправданий. Когда на преждеосвященной литургии, после: Да исправится молитва моя, поют: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, то тут внушается верующим молиться, чтобы Бог не попустил им с лукавою изворотливостию придумывать извинения во грехах. Кто придумывает такие извинения, от того не жди раскаяния; а у кого нет раскаяния, тот не возьмется и за самоисправление. Все дело, стало быть, за тем, чтобы осудить себя без жалости, довесть себя до того, чтобы в сердце искренно изреклось: виновата кругом.
Когда скажется в сердце: виновата, то надо приложить к сему страх осуждения Божия. Если совесть Ваша Вас осуждает, то и Бог не обезвинит. И Бог видит Вас виноватою. Если такою видит, то и осуждает. Если осуждает, то присуждает и решение или определение достойного наказания. Ныне или завтра падает на Вас сие наказание, и оно уже висит над Вами, когда Вы осуждены Богом.
Как же быть? И не знать бы было, как быть, если б не милость Божия. Милостивый Бог дает нам надежду прощения вины, если сокрушенно раскаемся и положим твердое намерение избегать прежних грехов и не прогневлять ими Бога. В этом существо покаяния.
Итак, не будьте холодною знательницею своих неисправностей, но сокрушайтесь о них и искренно жалейте, что они допущены. Сокрушение родит смиренную решимость избегать неисправностей, а знание одно хоть и будет сопровождаться намерением остерегаться, но поведет к гордости, от коей избави Вас, Господи!
Положивши избегать неисправностей, надо теперь же сообразить и постановить, как в этом успеть, чтобы с сей же минуты начать и действительное себя исправление. Рассерживались, например, от чего-либо — положите не серчать более и определите, как удобнее наладить себя, чтобы не рассерживаться. Так и относительно всего другого теперь же наперед надо определить, как в каком случае поступить, чтобы не оказаться опять неисправною. Чтобы удобнее это сделать, записывайте свои неисправности, как только будете узнавать их, и тут же приписывайте, как исправиться полагаете. Это будет Ваша первая генеральная и вполне исправная исповедь. Потрудитесь, Господа ради, так сделать. Увидите, какую власть потом Вы возымеете над собою и как мощно начнете держать себя в руках, с сознанием пригодности такого, а не другого образа действования.
Сокрушаясь о грехах и полагая намерение не грешить, надо присоединить к сему и молитву к Господу усердную, чтобы подал помощь Свою на противостояние греху, и веровать, что Господь не оставит такою помощию. У христиан глубоко на сердце должно лежать то убеждение, что как грехи их, о коих они сокрушаются и кои исповедуют с обещанием избегать их, прощаются им милосердым Господом ради крестной смерти Его, так в то же время и благодать Божия подается, в силу той же крестной смерти, во избежание грехов. Благодать сия нисходит на крепкую решимость не грешить и непоколебимую, светлую веру во Христа Спасителя.
Когда Вы сие исполните — вот Вы и готовы к исповеди, а когда по исповеди получите разрешение во грехах своих — будете готовы и к святому причащению. На Ваше искреннее раскаяние и твердую решимость быть исправною придет Господь в Святых Тайнах Своих и вселится в Вас и будет в Вас, и Вы будете в Нем. О, велия и неизреченная милость Бога Всещедрого!
Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. Само житие старца велико. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях.
Житие старца коротко таково. Василий Новый сначала жил в пустыне недалеко от Константинополя, потом взят как соглядатай и, много перенесши пыток, наконец брошен в море. Бог чудесно избавил его от потопления, и он пришел тайком в город, где добрый некто приютил его. Старец начал опять подвизаться, как было и в пустыне, причем ему усердно служила Феодора. Старица эта умерла прежде старца. Был у Василия ещё ученик Григорий, из мирян, очень богобоязненный. Ему захотелось знать, что получила Феодора за свою усердную службу святому Василию. Попросил он об этом старца. Тот помолился, и Григорий во сне увидел Феодору в раю, в месте, уготованном для Василия, светлом-пресветлом. При этом Григорий спросил её, как она разлучилась с телом и как достигла до сего блаженного места. На это блаженная Феодора отвечает рассказом о том, как она умерла и как прошла мытарства. Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. Он очень поучителен. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди.
Пока-то Вы достанете книгу, я Вам перескажу кое-что.
Мытарств святая Феодора прошла двадцать. Первое — на котором истязуются грехи словес и глаголов человеческих праздных, буих, скверных, бесчинных: кощуны, смехотворства, мирские бесстудные песни, бесчинные восклицания, смеяния и хохотания. Второе — мытарство лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, а наипаче клятвопреступления, призывания имени Божия всуе, лжесвидетельства, неисполнение обетов, данных Богу, исповедание грехов, не поистине бывающее, и иные подобные лживости. Третье — мытарство осуждения и клеветы, обесславления ближних, насмешек над их недостатками и грехами. Четвертое — мытарство чревоугодия, сластолюбия, пресыщения, пирований и гуляний, пьянства, нарушения постов. Пятое — лености, где истязуются все дни и часы, в праздности проведенные, тунеядцы, наемники, не работающие соответственно взятой цене, нерадивые к службам церковным в воскресные и праздничные дни, скучающие на утрени и литургии, нерадящие о делах, до спасения души касающихся. Шестое — разнородного воровства. Седьмое — сребролюбия и скупости. Восьмое — лихвы и всякого скверноприбытчества. Девятое — неправды, где истязуются неправедные судьи, на мзде судящие, виновных оправдывающие, а невинных осуждающие, удерживающие мзду наемничу, держащие неправые меры и весы при продаже и покупке. Десятое — зависти, ненависти, братоненавидения и недруголюбия. Одиннадцатое — гордости, тщеславия, самомнения, презорства, величания, непочитания родителей, непослушания властям. Двенадцатое — гнева и ярости. Тринадцатое — злопамятства, держания злобы в сердце на ближнего, мстительности и воздаяния злом за зло. Четырнадцатое — убийства, где истязуется не только разбойничество, но и всякая рана, ударение с сердцем по голове или плечам, заушение в ланиту, пхание с гневом. Пятнадцатое — чародеяния, обаяния, отравления, шепотов и призывания бесов. Шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое — плотских грехов. Девятнадцатое — ересей, неправого мудрования о вере, отступничества от Православия, хулы на Бога и все святое. Двадцатое — немилосердия и жестокосердия и утробы затворения к нуждам бедствующих.
Что встретила блаженная Феодора, то и всякая душа встречает. Апостол назвал бесов властями воздушными. Эти злые и назойливые пропустят ли какую душу, когда ей предлежит взойти к престолу Божию, не покусившись если не схватить, то смутить её своими страхованиями. Как же быть? К великому нашему утешению, слезы покаяния с покаянными подвигами, особенно же с милостынеподаянием, изглаждают все грехи. Сколько раз блаженная Феодора видела, как бесы, принесши свертки, где записаны были её грехи, и развернув их, чтобы обличить её, не находили там ничего. Ангелы, сопровождавшие её, когда она спросила их о причине сего, объяснили ей, что кто искренно раскается в своих грехах, постится, молится и милостыню творит, того грехи изглаждаются.
Не извольте суемудренничать, а примите к сердцу сие сказание и по его указанию поступите со всеми своими неисправностями.