- СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего п
- 2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
- 3. Пустота и односторонность светской жизни
- 4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как пост
- 5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, её органы и потребности; нормальн
- 6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная — и три главных её отправления. Первое отправле
- 7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желатель
- 8. Сторона чувства — сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце
- 9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий
- 10. Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни
- 11. Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельн
- 12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояни
- 13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между е
- 14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемнен
- 15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
- 16. Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели
- 17. Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе челов
- 18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Госпо
- 19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежде
- 20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение
- 21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божи
- 22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем
- 23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной
- 24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовна
- 25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве к
- 26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати крещения. Пояснительные уподобления благ
- 27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление
- 28. Объяснение свободной решимости жить по благодати притчами и примерами
- 29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться гото
- 30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбужда
- 31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывани
- 32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Повед
- 33. Продолжение о говении. Поведение говеющего дома
- 34. Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Поверка жизни
- 35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни
- 36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Поле
- 37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление во всем поступать
- 38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление
- 39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностию бороться
- 40. Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при по
- 41. Последние советы пред исповедию и причащением
- 42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на
- 43. Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир.
- 44. Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся
- 45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве
- 46. Общие правила для стоящего на пути истинной жизни
- 47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных м
- 48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы
- 49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служе
- 50. Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовию
- 51. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
- 52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
- 53. Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны
- 54. О борьбе со страстями
- 55. Продолжение о борьбе со страстями
- 56. Должно изгонять и малейшие движения страстей… Позволительный гнев
- 57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними
- 58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры
- 59. Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями
- 60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищ
- 61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого
- 62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с
- 63. Хлопоты по дому. Пение и музыка
- 64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук
- 65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродет
- 66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам
- 67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимани
- 68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага
- 69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из се
- 70. О чтении духовных и светских книг
- 71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память
- 72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения
- 73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства
- 74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое
- 75. Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их
- 76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений
- 77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырск
- 78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение же
- 79. Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством прот
- 80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет
- Примечания
19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежденного грехом состояния человека
Хоть я писал Вам рассудить и сам обещался потолковать о том, откуда в нас зародыш внутреннего смятения и беспорядочности, но ведь известно уж, и Вы знаете, откуда он. Стало быть, нечего и рассуждать, а только припомнить, как мы веруем о сем. Веруем, что такой зародыш не Творцом при сотворении человека вложен в естество наше, а привнесен после сотворения — силою падения прародителей наших, которые, преступив заповедь, повредили и расстроили естество наше, которое расстроенным и поврежденным передали и потомству своему, то есть всему роду человеческому. Так оно перешло и к нам с Вами и служит причиною того смятения и той беспорядочности внутри нас, от которых происходят все беспорядки и вне, в частной каждого лица, семейной и общественной жизни. Почему эта беспорядочность хотя получается нами в зародыше вместе с рождением, но не природна нам, не принадлежит к природе человеческой, не так существенна в ней, чтоб без нее человек был уже не человек, а, напротив, без нее-то человек и бывает настоящим человеком. Она есть болезнь наша, и только по устранении её мы можем являться здравыми в таком виде, в каком следует нам быть по естеству, как оно вышло из рук Творца. Припоминаю Ваше желание стать на уровне достоинства человеческого. Уврачуйте в себе болезнь означенную — и станете такими.
Запомните, что внутреннее наше смятение и беспорядочность прирождены нам, но не природны, не состоят в природе нашей как существенная часть её, а втеснились между природными частями и их расстраивают и в собственной каждой части деятельности, и в их взаимных отношениях. Если б это природно было, то не производило бы своим присутствием страдания и муки, какие мы от того испытываем. Что природно, то радость жизни составляет, а что противно природе, то её томит и мучит. С другой стороны, если б это природно было, то, когда бы кто явился свободным и чистым от того, уж он не был бы человек. Но мы ведаем Человека, Который был совершенно чист от этого и все же был человек — настоящий человек. Ведаем также, что и все, которые облекаются в Него, получают область очищать себя, как и Он чист есть (1 Ин. 3, 3), и являться подобными Ему.
Запомните, говорю, что эта беспорядочность прирожденна нам, но не природна, — запомните и убеждение в том держите крепко. Убеждение это будет поддерживать у Вас ревность к уврачеванию сей болезни. Если она не природна, то, значит, есть возможность уврачевать её. Имея же сию надежду, кто не воодушевится и самым делом уврачевать себя? Естество наше в чистом виде достолюбезно. Сами ангелы взирают на него с любовию и удивлением, когда оно является таковым. Нам ли не желать увидеть его таковым, и притом не вне — в других, а в себе самих? Да ведь и все счастие наше и благобытие в том состоит, чтоб избавиться от сей болезни. Ибо, когда её не будет, что помешает нам быть в блаженном состоянии и чувствовать себя таковыми? Напротив, если эта болезнь природна, то её уж не уврачуешь. Так и останется она навсегда, сколько ни трудись над изгнанием её. Прими эту мысль — и руки опустишь, говоря в себе: так, верно, уж быть. А это и есть то пагубное нечаяние, в которое вложившись, предают себя студодеянию в делание всякия нечистоты (Еф. 4, 19).
И ещё повторяю: держите убеждение, что не природна нам беспорядочность наша, и не слушайте тех, которые говорят: что тут толковать, так уж мы сотворены, ничего с собою не поделаешь. Не так мы сотворены и, если возьмемся за себя как следует, что-нибудь и сделаем с собою.
Все сие толкую Вам, чтоб Вы возревновали взяться за себя и не допускать себя опять до тех мучений, какие испытали, а, напротив, пресечь в себе самую возможность их. Как сего достигнуть, об этом следует рассудить.