- СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего п
- 2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
- 3. Пустота и односторонность светской жизни
- 4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как пост
- 5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, её органы и потребности; нормальн
- 6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная — и три главных её отправления. Первое отправле
- 7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желатель
- 8. Сторона чувства — сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце
- 9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий
- 10. Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни
- 11. Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельн
- 12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояни
- 13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между е
- 14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемнен
- 15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
- 16. Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели
- 17. Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе челов
- 18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Госпо
- 19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежде
- 20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение
- 21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божи
- 22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем
- 23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной
- 24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовна
- 25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве к
- 26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати крещения. Пояснительные уподобления благ
- 27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление
- 28. Объяснение свободной решимости жить по благодати притчами и примерами
- 29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться гото
- 30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбужда
- 31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывани
- 32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Повед
- 33. Продолжение о говении. Поведение говеющего дома
- 34. Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Поверка жизни
- 35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни
- 36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Поле
- 37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление во всем поступать
- 38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление
- 39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностию бороться
- 40. Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при по
- 41. Последние советы пред исповедию и причащением
- 42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на
- 43. Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир.
- 44. Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся
- 45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве
- 46. Общие правила для стоящего на пути истинной жизни
- 47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных м
- 48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы
- 49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служе
- 50. Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовию
- 51. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
- 52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
- 53. Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны
- 54. О борьбе со страстями
- 55. Продолжение о борьбе со страстями
- 56. Должно изгонять и малейшие движения страстей… Позволительный гнев
- 57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними
- 58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры
- 59. Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями
- 60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищ
- 61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого
- 62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с
- 63. Хлопоты по дому. Пение и музыка
- 64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук
- 65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродет
- 66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам
- 67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимани
- 68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага
- 69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из се
- 70. О чтении духовных и светских книг
- 71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память
- 72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения
- 73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства
- 74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое
- 75. Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их
- 76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений
- 77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырск
- 78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение же
- 79. Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством прот
- 80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет
- Примечания
54. О борьбе со страстями
Продолжаю. Страсти в нас, но самостоятельности в нас не имеют. Разум, например, есть существенная часть души, и его никак отнять нельзя, не уничтожив души. А страсти не таковы. Они привзошли в естество наше и выгнаны из него быть могут, не мешая человеку быть человеком, а, напротив, быв изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует по ним самоохотно и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа.
Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся. Коль же скоро, отвергшись себя, человек воодушевляется решимостию Единому Богу угождать, то в этом самом акте духовном страсти все теряют свою опору, становятся вне сознания и произволения, которыми прежде владели. Потеряв же опору, они уже лишаются прежней определяющей силы, по коей человек влекся вслед их, как ослик на обрывочке за хозяином. Прежде, как только покажется страстное побуждение, тотчас человек всеми силами своими устремлялся на удовлетворение его, а теперь уже не то. Показываться они и теперь показываются, но, вместо того чтобы бросаться поскорее угодить им, человек дает им отпор и прогоняет с глаз своих.
Вот что теперь и в Вас есть после того, как Вы с таким жаром положили работать Господу, не жалея себя. Страсти, правда, не успели ещё дотоле разрастись в Вас и окрепнуть, но все они были, и Вы действовали по ним, не сознавая, что идете против себя, и даже величаясь подчас своим, например, благородным негодованием или своею благородною гордостию, тогда как и в благородном виде они так же неблагородны, как и во всяком другом. Были они прежде и без Вашего почти сознания овладевали иногда Вами; будут они и теперь показываться, но овладевать Вами не должны. Я бы сказал: не будут, потому что теперь тою решимостию Вашею всякая власть их пресечена — пресечена вместе с тем, как Вы положили не жалеть себя для Бога. Но не знаю, как пойдет у Вас дело сие, ибо не положить только надо, но и исполнять — исполнять постоянно, без уступки. Самосожаление так льстиво, страсти принимают иногда такую благовидность, что очень не дивно, если Вы опять по-старому будете работать страстям, хоть и не так ясно сознавая сие и замечая.
Видите из сего, что, несмотря на то что Вы уже решились Богу Единому угождать и уяснили себе достаточно, чего требует от Вас воля Божия святая и совершенная, Вам предлежит строго держаться следующих правил: блюдите… како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 15–16). Эти дни лукавые суть лукавое время, лукавое состояние и положение, в коем находимся по причине лукавнующих в нас страстей. Трезвитеся, бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Блюдите, бдите и молитеся (Мк. 13, 33).
Над чем же это бдеть и чего блюстить? Зорко смотрите, чтобы не подкралась какая-нибудь страсть, и блюдитеся, как бы она не обманула Вас и не заставила сделать что-либо в угоду ей, большое или маленькое. Хоть Вы и незаметно пойдете на страстное и ненарочно сделаете что по нему, но все это будет дело дурное, в угоду врагу сделанное, а не Богу. Надо так устроиться, чтобы враг ничем не поживился около Вас, даже самомалейшим. А для сего бдеть, бодрствовать, трезвиться и блюсти.
Все эти действия означают одно: смотреть, как бы не подкрался враг. Бдеть и бодрствовать — значит не спать, не предаваться нерадению, но держать и душу, и тело в напряжении. Трезвиться — значит не прилагать сердца своего ни к чему, кроме Бога. Это прилепление делает душу пьяною, и она начинает делать не знать что. Блюсти — значит строго смотреть, чтобы в сердце не показалось что-либо недоброе. Когда будете Вы, держа силы свои в напряжении и не прилагая ни к чему сердца, зорко смотреть за всем происходящим внутри, то Вы будете настоящим образом исполнять приведенные выше Господни и апостольские предписания — будете стоять на страже.
Это первое в борьбе со страстями. Коль скоро просмотрен и пропущен враг, то уж тут жди или раны, или совсем поражения. Враг же замеченный не страшен. Только пригрози — и побежит. Такова уж уловка наших духовных врагов, что, как только увидят, что они открыты, сейчас утекают, хоть это, конечно, не всегда бывает. Есть и тут озорники такие, что, ни на что не смотря, все лезут и лезут.
До всего этого мы договоримся ещё. А теперь — спасайтесь!