- СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
- 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего п
- 2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
- 3. Пустота и односторонность светской жизни
- 4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как пост
- 5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, её органы и потребности; нормальн
- 6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная — и три главных её отправления. Первое отправле
- 7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желатель
- 8. Сторона чувства — сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце
- 9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий
- 10. Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни
- 11. Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельн
- 12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояни
- 13. Истинное счастие человека — жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между е
- 14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемнен
- 15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
- 16. Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели
- 17. Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе челов
- 18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Госпо
- 19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежде
- 20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение
- 21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божи
- 22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем
- 23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной
- 24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовна
- 25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве к
- 26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати крещения. Пояснительные уподобления благ
- 27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление
- 28. Объяснение свободной решимости жить по благодати притчами и примерами
- 29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться гото
- 30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбужда
- 31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывани
- 32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Повед
- 33. Продолжение о говении. Поведение говеющего дома
- 34. Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Поверка жизни
- 35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни
- 36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Поле
- 37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление во всем поступать
- 38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление
- 39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностию бороться
- 40. Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при по
- 41. Последние советы пред исповедию и причащением
- 42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на
- 43. Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир.
- 44. Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся
- 45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве
- 46. Общие правила для стоящего на пути истинной жизни
- 47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных м
- 48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы
- 49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служе
- 50. Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовию
- 51. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
- 52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
- 53. Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны
- 54. О борьбе со страстями
- 55. Продолжение о борьбе со страстями
- 56. Должно изгонять и малейшие движения страстей… Позволительный гнев
- 57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними
- 58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры
- 59. Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями
- 60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищ
- 61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого
- 62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с
- 63. Хлопоты по дому. Пение и музыка
- 64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук
- 65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродет
- 66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам
- 67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимани
- 68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага
- 69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из се
- 70. О чтении духовных и светских книг
- 71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память
- 72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения
- 73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства
- 74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое
- 75. Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их
- 76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений
- 77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырск
- 78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение же
- 79. Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством прот
- 80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет
- Примечания
49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служением Богу
Продолжаю речь на Вашу жалобу о неустроении мыслей по причине житейских занятий.
Без дела как быть? Будет грешная праздность. И работать что-нибудь надо, и кое-какие по дому хлопоты исполнять. Это долг Ваш. И внешних отношений пресечь нельзя. Надо держать их, и держать достодолжно. Это долг общежития человеческого. Но все такого рода дела и занятия можно и должно справлять так, чтобы они не отбивали мысли о Боге. Как же это?
Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займешься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдет речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определенные дела, исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.
Имея такое неправое поверье, все так уж и делают, что при житейском и общественном и заботы никакой не имеют о том, чтобы думать о Боге. Вижу, что это поверье и Вами владеет. Извольте же отбросить его и убеждение возыметь, что все, что Вы делаете по дому и вне, по делам общежития, как дочь, как сестра, как московка теперь, есть Божеское и Богу угодное. Ибо на все сюда относящееся есть особые заповеди. Заповедей же исполнение как будет неугодно Богу? Своим поверьем Вы точно делаете их неугодными Богу, потому что исполняете их не с тем расположением, с каким хочет Бог, чтобы они были исполняемы. Божеские дела не по-Божьему у Вас творятся. Они и пропадают даром, и ещё от Бога ум отбивают.
Исправьте же это и отселе начинайте все такие дела делать с сознанием, что так делать заповедь есть, и делайте их, яко заповедь Божию исполняюще. Когда Вы так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит Вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему. Все мы — рабы Божии. Каждому Он назначил свое место и дело и смотрит, как кто исполняет его. Он везде есть. И за Вами Он смотрит. Содержите сие в мысли и всякое дело делайте, как бы оно было поручено Вам прямо от Бога, каково бы это дело ни было.
Так делайте дела по дому. А когда кто совне приходит или сами выходите вовне, держите в мысли в первом случае, что Бог Вам послал то лицо и смотрит, по-Божьему ли Вы его примете и к нему отнесетесь, а во втором — что Бог поручил Вам дело вне дома и смотрит, так ли Вы сделаете его, как Он хочет, чтоб Вы его сделали.
Если настроитесь так, то ни домашнее, ни внедомовое — ничто не будет отвлекать ума Вашего от Бога, а, напротив, будет держать при Нем, с соображением, как бы сделать дело приятно Богу. Все будете делать со страхом Божиим, а сей страх будет поддерживать неотступное внимание к Богу.
А то, какие дела по семье и вне оной угодны Богу, это извольте уяснить хорошенько, взявши в руководство книжки, в которых излагаются должные здесь дела. Хорошенько уясните, для того чтобы в нынешних житейских и общественных порядках отделить от достодолжного все то, что внесено сюда суетностью, страстями, человекоугодием и мироугодием. Но от всего этого после изъявленной Вами решимости жить богоугодно Вы, конечно, и без особых напоминаний устранитесь.
Кроме сказанного поверья, прививается к делам нашим ещё некая, назову так, немочь. Это — забота. Что всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием — это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением. Но забота, или многозаботливость, точащая сердце и покоя ему не дающая, есть болезнь падшего, который взялся сам устроить свою судьбу и мечется во все стороны. Она разбивает мысли и даже на том деле, о котором хлопочет, не дает им сосредоточиться. Так вот извольте вникнуть и, если найдете, что и Вас одолевает иногда эта забота, потрудитесь прогнать её и не давать ей хода. Усердие к делам имейте и, делая их со всем тщанием, успеха ожидайте от Бога, Ему посвящая и самое дело, как бы оно мало ни было, — а заботу подавляйте.
Сделайте так — и Ваши занятия и дела житейские не будут Вас отвлекать от Бога. Помоги Вам, Господи!