- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВЕРА В БОГА
- СТРАХ БОЖИЙ
- О СМЕРТИ, СТРАШНОМ СУДЕ, ВЕЧНЫХ МУКАХ И РАЙСКИХ СЕЛЕНИЯХ
- УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ
- ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ
- ПОКАЯНИЕ
- СМИРЕНИЕ
- ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ
- ТЕРПЕНИЕ. СКОРБИ, ИСКУШЕНИЯ И БОЛЕЗНИ
- МОЛИТВА
- ПОСТ
- О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
- СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
- БЛАГОДАТЬ
- ВОЛЯ И ЗАПОВЕДИ БОЖИИ
- ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
- ДОБРОДЕТЕЛИ
- ДОБРО И ЗЛО
- О СОВЕСТИ
- СТРАСТИ
- НЕОСУЖДЕНИЕ
- САМОЛЮБИЕ
- ГНЕВ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
- О СРЕБРОЛЮБИИ И НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ
- НЕЧИСТОТА (БЛУД)
- СМЕХ
- СОН
- СОБЛАЗНЫ
- ЗАВИСТЬ
- ПЕЧАЛЬ (УНЫНИЕ)
- ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ
- НАШИ ЧУВСТВА
- СУЕТА
- ДРУЗЬЯ
- ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ
- СЛЕЗЫ
- ПОСЛУШАНИЕ
- ИСТИННЫЙ МОНАХ
- ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИЧЕСТВО
- БЕСЕДА С МИРСКИМИ
- ВНУТРЕННИЙ ВРАГ
- О СПАСЕНИИ В МИРУ
- БЕГАНИЕ МИРА
- РАССУЖДЕНИЕ
- МОЛЧАНИЕ И МНОГОСЛОВИЕ
- БОГ И ТЫ
- ПРЕЛЕСТЬ
- БЛЮДЕНИЕ УМА И ГРЕХ
СМЕХ
Преп. Иоанн Карпафский
– Ничто так не расстраивает обычно доброго настроения, как смех, шутки и празднословие. И опять, ничто так не обновляет обветшавшую душу и не уготовляет к сближению с Богом, как страх Божий, доброе внимание, непрестанное поучение в словесах Божиих, вооружение себя молитвою и взыскание доброплодного делания.
Смех и дерзость (вольность)
Преп. Ефрем Сирин
– Начало душевного развращения в монахе – смех и вольность. Когда увидишь в себе это – что пришел ты в глубину зол, не переставай молить Бога, да избавит тебя от этой смерти. Смех и вольность ввергают в постыдные страсти не только юных монахов, но и старцев. О вольности сказал некто из старцев: вольность подобна знойному ветру; она губит плоды монаха. Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. 5, 4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях.
– Бегай вольности, которая, по моему разумению, есть начало всех зол. Если ты не обуздаешь ее, она сделает тебя бесстыдным.
Авва Дорофей
– Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и движением, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто коснется другого без нужды, протянет руку на кого (смеющагося), толкнет кого, вырвет что из рук у него, бесстыдно смотрит на кого – все это делает дерзость, все это происходит оттого, что в душе нет страха Божия, и от сего человек приходит мало-помалу и в совершенную небрежность. Посему-то Бог, когда давал заповеди закона, сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и скромной стыдливости (несмелости) человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Потому нет ничего вреднее дерзости, потому-то она и есть матерь всех страстей, что изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий от души и рождает небрежность.
Преп. Исаак Сирин
– Кто любит смех и любит выставлять себя напоказ людям, тому не будь другом, иначе он научит тебя привычке предаваться расслаблению.
Преп. Антоний Великий
– Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей.
– Места смеху не находил св. Антоний в жизни инока, и когда ученики спросили его: "Можно ли нам когда-нибудь смеяться?" – ответил: "Господь наш осуждает смеющихся, когда говорит: горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете" (Лк. 6, 25). Итак, верному монаху не должно смеяться; нам должно паче плакать о тех, коими хулится имя Божие, по той причине, что они преступают закон Его, и всю жизнь свою иждивают, погрязая во грехах. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтобы Он не попустил им ожестеть во грехах и смерть не застала их прежде покаяния.